Форум » Архив Сергия Самозванцева. он же Тороп Виссарион христович » Хорошо, что есть архивы(Pro at contra вокруг учения) » Ответить

Хорошо, что есть архивы(Pro at contra вокруг учения)

alexir: [more]Версия для печати - Форум общины Виссариона http://vissarion.ru/forum -- Разное http://vissarion.ru/forum/index.php?f=24 --- О десятине http://vissarion.ru/forum/index.php?t=125 -- Anatoly пишет 23 июля 2007 21:08 слышал, что верующий в Общине сейчас определяется по тому платит он десятину или нет. Правда ли это? Обязательно ли платить десятину тем, кто находится не на Землях? -- Вадим Редькин пишет 27 июля 2007 6:32 Верующим человек определяет себя сам. И если верующий знает, что десятина- это участие в общем деле на Землях и хоть какое-то оправдание зарабатывания денег в процессе удовлетворения собственных материальных нужд,-- то, что мешает ему отдавать десятину, где бы он не находился? -- Anatoly пишет 27 июля 2007 6:45 Здравствуй Вадим! Спасибо за ответ, но ты опять, как и в теме "предсказания Учителя" ответил на вопрос, который я не задавал. Будь внимательней пожалуйста ;) Я всего лишь хотел знать правда или нет то что верующий в Общине сейчас определяется по тому платит он десятину или нет? Я слышал это в связи с Праздником 18 августа, что в нем могут принимать участие как артисты только те члены общины, кто платит десятину (так как только платящий десятину определяется сейчас как верующий). Правда это или нет? -- Стас_Казак пишет 27 июля 2007 23:53 Anatoly пишет:Я всего лишь хотел знать правда или нет то что верующий в Общине сейчас определяется по тому платит он десятину или нет? Я слышал это в связи с Праздником 18 августа, что в нем могут принимать участие как артисты только те члены общины, кто платит десятину (так как только платящий десятину определяется сейчас как верующий). Правда это или нет? А что, если на этот вопрос отвечу я, как живущий в общине и считающий себя верующим. Мой прямой ответ - нет. Десятина - дело добровольное. Понятие "десятина" возникло в общине в связи с вопросом, поступившим от верующего, живущего не в общине, пожелавшего найти путь помощи общине и выработать свое собственное отношение к заработанным деньгам. Все это публиковалось на официальном сайте ранее. По поводу артистов скажу только, что в концертах (я сам видел и слышал) принимали участие гости, которые не члены общины, не верующие в Последний Завет. Просто они хорошие барды и репуртар соответствовал празднику. Обрати внимание, Анатолий, на фразу "репертуар соответствовал празднику". -- Anatoly пишет 28 июля 2007 6:40 По поводу артистов скажу только, что в концертах (я сам видел и слышал) принимали участие гости, которые не члены общины, не верующие в Последний Завет. Просто они хорошие барды и репуртар соответствовал празднику. Здравствуй Стас, спасибо за ответ Но я все-таки хотел бы услышать ответ Вадима с актуальной информацией. Конечно же в концертах принимали участие гости, которые не члены общины, но я спрашивал именно о членах общины и именно об этом наступающем празднике, который будет, а не о тех, которые были в прошлом. Стас_Казак пишет:Понятие "десятина" возникло в общине в связи с вопросом, поступившим от верующего, живущего не в общине, пожелавшего найти путь помощи общине и выработать свое собственное отношение к заработанным деньгам. А к тебе Стас такой вопрос: В обращении Церковного Совета написано: Мы всегда сможем через банковские отчёты уточнить время, место и, при необходимости, фамилию отправителя средств, что исключает их потерю или использование не по назначению на местах. Нет необходимости собирать и отправлять средства через посредников, возможно напрямую перечислить их на церковный счёт, что позволит понять нам, сколько действительно верующих в городах и на кого мы можем опираться. Здесь вводится понятие действительно верующий и дается четкий критерий этого понятия: верующий который платит десятину. Согласована ли это обращение с Учителем или это личное понимание Церковного Совета ? -- Вадим Редькин пишет 28 июля 2007 7:12 Моё мнение по десятине. Если был ответ Учителя, что такое действие благоприятно для верующего в сложившихся условиях( хоть какое-то оправдание зарабатыванию денег), то именно для верующего это действие является обязательным. И ещё раз. Верующим определяет человек себя сам через собственную оценку своих действий. Никто в общине со стороны( тем более официально) не определяет принадлежность человека к вере, оценивая его шаги( например его десятину) -- Anatoly пишет 28 июля 2007 7:29 Спасибо Вадим! Значит информация о том, что в Празднике18 августа могут принимать участие как артисты только те члены общины, кто платит десятину - это неправда? -- Стас_Казак пишет 29 июля 2007 0:25 [q=Anatoly] Здесь вводится понятие действительно верующий и дается четкий критерий этого понятия: верующий который платит десятину. Согласована ли это обращение с Учителем или это личное понимание Церковного Совета ?[/q] В моем профиле участника сказано, что я любитель философии, так что извините за несколько философские выступления. Кто такой верующий, Вадимом сказано дважды. Думаю здесь все понятно. Действительно верующий или истинно верующий - это конечно же определения уже не на уровне философских определений. Я бы сказал так, что это определения тех верующих, которые не только назвались груздем, но и полезли в кузов. А действительно, в чем проблема с десятиной? Могут быть разные причины отказа от десятины, в том числе и слабость духовная. Но не кажется ли Вам, что для вступившего на путь Веры это самое малое испытание?. Возможны временные затруднения, это понять можно. Возможно, что заработок человека на грани выживания, это тоже понятно. Но волнует этот вопрос обычно тех (это попрактике личного общения), у которых отсутствуют перечисленные причины. Тут надо разбираться в себе серьезно и возможно честно сказать, что "слаб батюшка", и переопределиться из верующих в интересующиеся. Вот и вся проблема. -- Anatoly пишет 29 июля 2007 6:15 Спасибо за философский ответ, Стас Но он не является ответом на мой вопрос. Речь совсем не шла о проблемах или отказе выплаты десятины. Порой философия уводит нас от темы обсуждения ;). Вопрос был очень простым: исходит ли критерий истинно верующего, введенный в вышеупомянутом обращении от Учителя или же это личное понимание Церковного Совета? Можно ответить просто: 1. он исходит от Учителя. или 2. это личное понимание Церковного Совета. С нетерпением жду также ответа от Вадима о Празднике 18 августа -- Стас_Казак пишет 29 июля 2007 23:27 Спасибо за подсказку :( Надеюсь, что мое более пространное философствование на исходную тему "верующий и десятина" поможет остальным. На Ваш же, Анатолий, простой вопрос ответить четко не так просто. Учитель никогда не пишет тексты подобного типа (связанные с организационными вопросами функционирования общины, Церкви), но использовал ли Учитель в устной речи подобную терминологию или нет - это вряд ли кто упомнит. Я то здесь не вижу проблемы. А в чем проблема у Вас, Анатолий? Ведь Ваш первый вопрос был очень четкий, на него вы получили ответ. Что еще? Постарайтесь уйти от схемы "цепляния за мелочи" и сформулируйте новый вопрос, такой же четкий, как и первый. Это будет уже началом новой темы. По участию артистов в празднике ответ Вадима придется подождать. Он занят, я поэтому и включился в форум. Пока предлагаю пообсуждать вопрос в несколько другом ракурсе. Если с понятием верующий и десятина мы разобрались, то давайте попробуем обобщить Ваш вопрос об артистах. Корректно ли членам коллектива, готовящего какое-либо праздничное мероприятие и вложившего в него и труд, и финансовые средства, отказать другим, устно причисляющим себя к этому коллективу, но отказавшимся фактически от "правил игры" коллектива, в участии на сцене в концерте, являющемся по сути отчетным, завершающим целый год достаточно напряженного общественного труда? На мой личный взгляд это корректно. Я простой зритель и не знаю деталей подготовки к празднику, но построенную мысленную модель поведения вполне допускаю и не вижу в ней нарушения норм верующего в Последний Завет и тем более норм светского общества. Кто думает по другому? Выскажитесь. -- Вадим Редькин пишет 30 июля 2007 7:56 Согласен с пояснением Стаса. Немного добавлю. Праздник 18 августа, как и остальные праздники в общине, строится на средства от десятины. К Празднику 18 августа музыканты и мастера готовятся обычно в течении года. И готовят Праздник Слова они не только своими произведениями, но и десятиной( те, кто имеют заработок). Об этом знают все верующие. И если верующий мастер ремесла или музыки( имеющий заработок, ведь есть музыканты и не имеющие заработка, но состоящие в Семье своим умением) не участвует в формировании Праздника своими возможностями, то по какой причине он должен участвовать в Празднике( выступать, проводить мастер-классы, реализовывать свою продукцию, в том числе музыкальную)? Ведь зная правило( и немалую смету праздника), он почему-то отказался от его исполнения. В этом году такие ребята( мастера ремесла и музыки) будут участвовать в Празднике, как зрители. -- Алексей пишет 31 июля 2007 13:22 Прошу прощения, но мне хотелось бы поучаствовать в обсуждении, задать ряд вопросов и высказать, возможно, иную точку зрения. Вот на мой взгляд ключевой момент обращения о десятине: Однажды верующие спросили у Учителя, как, живя в городах, в деревнях, зарабатывая деньги, участвуя в денежной системе, служа тем самым мамоне, мы можем смягчить это участие, если пока это необходимо и без этого не обойтись? Ответ был: Десятая часть от заработанных денежных средств, которая будет участвовать в строительстве Храмов, Святыни, в подготовке праздников, и будет являться смягчением в служении мамоне. Десятина – добровольное желание верующих активно участвовать в жизни Общины, где бы они ни находились. 1. В ответе Учителя ясно сказано, что это добровольное желание верующих. Тогда почему людей, которые готовились к празднику своим умением, что является наиболее важным, лишили возможности порадовать своим умением участников праздника только за то, что они не заплатили десятину? Ведь это же ни что иное, как требование: "Плати, тогда будешь участвовать в празднике не только как зритель." Не служат ли маммоне больше те, кто выдвигает такие условия? Не слишком ли большая привязанность к деньгам складывается? Изначально была подсказка о том, что необходимо уйти от денежных отношений. Причем эта подсказка повторялась из года в год постоянно. Но почему-то с таким рвением за эту подсказку не ухватились. Но стоило упомянуть всего один раз о десятине, как тут же за это ухватились так, что даже придумали наказание для тех, кто не заплатил десятину. Почему участие в празднике в виде денежного взноса ценится выше, чем участие в нем своим умением? Я абсолютно согласен с тем, что полностью от денежных отношения пока не уйти. Об этом и Учителем было сказано. Но ведь то, что приходится пока использовать деньги должно быть направлено на то, чтобы исключить их использование совсем, а не на укрепление позиции денег в общине. На мой взгляд нельзя привязываться таким образом к деньгам. Кто-то поучаствовал в десятине, кто-то нет - это, по-моему, никак не должно сказываться на взаимоотношениях людей. И расчитывать на десятину нельзя. Есть деньги - их нужно направить на то, чтобы истратив их уже потребность в деньгах стала хоть чуть-чуть меньше. А если мы возьмем деньги и потратим их все на праздник, то от этого поставленная задача не решится. Нет денег - ну и прекрасно, не в этом Главное. Я сам собираюсь приехать на праздник. Честно признаюсь, что для меня уже огрмный праздник даже то, что мне наконец-то удастся приехать. И еще большим праздником будет, если я смогу поучаствовать трудом в делах общины. А торжества, на мой взгляд, если правильно продумать их организацию, не должны требовать много денег. По крайней мере к этому нужно стремиться. 2. Одним из проявлений Веры является то, что если человек видит нужду ближнего, то он отдаст последнее. Но ведь это не значит, что он должен отдавать, если у него просто есть что-то. Если не видно нужды, то и отдавать человек не должен. А может быть те, кто не внес десятину, не видят нужды в ней? И правильнее к этому факту было бы отнестись, как к уроку, который заставляет лишний раз задуматься, а не слишком ли мы привязаны к этим средствам? Также, на мой взгляд, Вера проявляется и в том, что для построения Святыни обязательно необходимые средства появятся, важно трудится, а не думать о том, где взять деньги. 3. Живущие в городах волей-неволей вынуждены работать за деньги. Иного способа жить в городе нет. Приехать в общину на постоянное жительство тоже не всякий может по разным причинам. Но, по-моему, нельзя всякого живущего в городе и исполняющего определенный труд называть служителем маммоны. Ведь главное в данном случае не в том, что за свой труд человек получает некоторую компенсацию, чтобы можно было жить, а в том, какое у него отношение к труду и деньгам. Если человек трудится только для того, чтобы получать больше денег и не важно, что он делает, важно, что много платят, то это можно назвать служением маммоне, даже если он при это платит десятину. Но если человек трудится во благо ближних, и именно это является для него важным, при этом он получает заработную плату, то в этом случае, мне кажется, такой труд служением маммоне называть нельзя, даже если он не платит десятину. Ведь просто участие в денежной системе нельзя считать служением маммоне. Иначе и общину в целом можно считать его служителями, так как денежные средства все равно используются. Подвожу итог: по-моему, предложение о десятине само по себе правильное, и люди почувствовавшие необходимость этого обязательно откликнутся, но если человек не видит необходимость именно этого действия, но видит возможность участия в жизни общины иным способом, то нельзя ставить десятину выше человека и ущемлять возможные положительные проявления его только потому, что он не внес десятину. Извините за столь долгое изложение мыслей. -- Anatoly пишет 2 августа 2007 20:57 Вадим, спасибо за ответ! Платишь ли ты десятину сам? -- Стас_Казак пишет 5 августа 2007 3:07 Алексей пишет:Подвожу итог: по-моему, предложение о десятине само по себе правильное, и люди почувствовавшие необходимость этого обязательно откликнутся, но если человек не видит необходимость именно этого действия, но видит возможность участия в жизни общины иным способом, то нельзя ставить десятину выше человека и ущемлять возможные положительные проявления его только потому, что он не внес десятину. C итогом согласен. Действительно, каждый делает посильное. Нельзя лишать человека возможности принять участие в Свершении хоть каким-нибудь положительным образом. Но простите, Алексей, а какое это имеет отношение к заключительному отчетному концерту на празднике? Это что, какое-то испытание, какая-то нагрузка? Какой-то маленький подвиг, маленькое свершение во имя общины? Я так не вижу. Скорее это вознаграждение за труд. Если же мы переводим все в плоскость "порадовать зрителей", то тогда может быть нам стоит приглашать "звезд". Они скорее и лучше могут выполнить задачу "порадовать". Но я так тоже не думаю. Мы праздник делаем для себя, поэтому сами и выступаем. А гостям, которым наше не всегда достаточно профессиональное умение нравится, мы рады. Но праздник не для них. Это - Праздник добрых плодов, то есть умения тех, кто стремится делать все по вере. А что мешало тем, о ком Вы беспокоитесь, сделать малое? У тех, кого я знаю, нет причин, о которых я писал выше. Просто есть непринятие правил большинства. Но тогда наше обсуждение совсем нелогично. Человек не хочет принять правило игры, но играть хочет! Может быть тогда ему собрать свою команду и играть по новым правилам? Надеюсь, я не был слишком резок? Я просто хотел быть как можно более логичным. -- Anatoly пишет 5 августа 2007 6:39 Стас_Казак пишет:но использовал ли Учитель в устной речи подобную терминологию или нет - это вряд ли кто упомнит. Спасибо Стас! Ты говоришь, что на мой вопрос трудно ответить, так как трудно упомнить какую терминологию использовал Учитель. Аргумент немного несерьезный на мой взгляд. В Последнем Завете сказано, что точность передачи слов Истины имеет крайне важное значение. Тем более если речь идет об официальном обращении к верующим, вывешенном на официальном сайте Церкви. Может быть стоит уточнить у Учителя точную терминологию и подкорректировать Обращение? Если к примеру Вадим, не припомнив точной терминологии Учителя, напишет в Последнем Завете свою терминологию - это будет мягко говоря странно, не правда ли? Стас_Казак пишет:Постарайтесь уйти от схемы "цепляния за мелочи" и сформулируйте новый вопрос, такой же четкий, как и первый. Это будет уже началом новой темы. Прости Стас, если вопрос оказался трудным для тебя. Пожалуйста укажи конкретно в чем ты видишь нечеткость моего вопроса и я сформулирую его более четко. Вопрос на мой взгляд предельно конкретен и подразумевает такой же простой ответ. Я также предложил два простых и четких варианта ответа. К схеме "цепляния за мелочи" я и не приходил. Ведь использование критерия платы десятины как определения истинно верующего - это не мелочь, не правда ли? Просто этой информации нет в Последнем Завете, она есть только в Обращении Церковного Совета. Вот я и решил уточнить на всякий случай, может быть братья не смогли припомнить терминологию Учителя и использовали свою? ;) А может быть просто поделились своим собственным пониманием с другими братьями? Повторю здесь свой вопрос к тебе, если он вдруг забылся: Anatoly пишет:Здесь вводится понятие действительно верующий и дается четкий критерий этого понятия: верующий который платит десятину. Согласовано ли это обращение с Учителем или это личное понимание Церковного Совета ? -- Алексей пишет 5 августа 2007 19:05 Стас_Казак пишет:Но простите, Алексей, а какое это имеет отношение к заключительному отчетному концерту на празднике? Это что, какое-то испытание, какая-то нагрузка? Какой-то маленький подвиг, маленькое свершение во имя общины? Трудом является подготовка к концерту и именно во имя общины и других людей, приехавших на праздник. Да и другой общественный труд, как я понимаю, эти люди исполняют. Что на мой взгляд наиболее важно. Человек в этом случае может получить вознаграждение за этот труд в виде участия в отчетном концерте. А из твоих слов, Стас, я вижу что маленьким подвигом является взнос десятины. Стас_Казак пишет:Мы праздник делаем для себя, поэтому сами и выступаем А те люди, о которых мы говорим, к "своим" не относятся? Мне казалось, что праздник делается для всех кто там в это время будет и пожелает в нем поучаствовать. Или я неправ? Стас_Казак пишет:А что мешало тем, о ком Вы беспокоитесь, сделать малое? Если под малым подразумевается взнос десятины. То я уже ответил на этот вопрос: люди не видят необходимости в ней, поэтому и не платят. Я вполне допускаю, что я чего-то не понимаю. Но чего я не понимаю, я пока не понимаю. Вот и хотелось бы разобраться. Из далека-то плохо видно. Мне кажется, что если человек не добросовестно исполняет свой общественный труд во благо общины, то лишение его выступление в концерте было бы возможным. Но из-за денег, когда была дана прямая подсказка всеми силами стремиться уйти от денежных отношений, - этого я не понимаю. -- Стас Казаков пишет 8 августа 2007 14:48 Алексей пишет:Из далека-то плохо видно. Это правда, но не вся. У меня такое ощущение, Алексей, что мы имеем совершенно разные иеры для оценки события. Для понимания друг друга надо, видимо "пожить" в одной тарелке. Вот пример. Как я понял, мы одинкаово относимся к денежным единицам и их влиянию на человеческие отношения. Но Вы из этого делаете вывод , что нельзя из-за денег не принимать ближних "в игру", а я из того же самого делаю обратный вывод: если человек жалеет деньги (этот "мусор") на общее дело, то как с ним играть? Жадных людей не уважали во все времена. Если же ему не жалко, а просто он не согласен участвовать в этом, то это с моей точки зрения еще хуже. Значит он не доверяет коллективу. А с такими я тем более не хочу играть в одном "оркестре". Похоже мои аргументы не убедительны для Вас, поэтому пусть третьи, кто читает, сделают свои выводы самостоятельно из Вашей и моей точек зрения. -- Стас Казаков пишет 8 августа 2007 15:16 Anatoly пишет:Спасибо Стас! Ты говоришь, что на мой вопрос трудно ответить, так как трудно упомнить какую терминологию использовал Учитель. Аргумент немного несерьезный на мой взгляд. В Последнем Завете сказано, что точность передачи слов Истины имеет крайне важное значение. Тем более если речь идет об официальном обращении к верующим, вывешенном на официальном сайте Церкви. Уважаемый Анатолий! Что-то у нас с Вами плохо с логикой. Я имею в виду с одинаковостью логического мышления. Я пишу про Фому, а Вы все про Ерему. Разве я писал, что в церковном обращении приведены слова Учителя? Мне кажется я наоборот написал, что Учитель никогда не пишет тексты на подобные темы. А насчет крайней важности терминологии в таком обращении, так это явный перебор. Это не юридический документ. Если бы текст писал я, то вообще написал бы его в виде шутки с "груздем". Ну что здесь такого? В чем Вы увидели духовную крамолу? А по поводу "цепляния за мелочи" объясню свою точку зрения. Есть такой, для меня лично не симпатичный, подход к диалогу. Первый задает "глобальный" вопрос, второй на него добросовестно отвечает. Первый, не найдя в ответе чего-нибудь принипиально непонятного по своему вопросу, находит в нем какую-то дополнительную темку и "обрушивается " на нее, пытаясь создать эффект несостоявшегося ответа на свой первый "глобальный" вопрос. Такое ведение диалога бесперспективно. В моем понимании ответ может содержать новую тему для обсуждения, но тогда надо вначале четко сказать: "ответ на мой первый вопрос я понял и с ним согласен или не согласен, но вот теперь у меня возник дополнительный вопрос, который мне хотелось бы обсудить". В этом случае, если новый вопрос в русле форума, открывается новая тема. Как модератор, я буду неукоснительно пресекать "цепляние за вспомогательные темки-мелочи". Заканчиваем одну тему и начинаем новую. Вы уж извините, но на нашем форуме правила игры будут именно такими. Мы хотим достичь четкости в разборе ситуации, чтобы точки зрения были прояснены до конца. И тогда не только выступающие, но и молча читающие смогут сделать свои личные выводы и отдать свои симпатии той или другой точке зрения. [/more]

Ответов - 96, стр: 1 2 3 4 All

iralex: Довольно обширное и подробное исследование по ЦПЗ http://sectas.ru/tserkov-poslednego-zaveta/tserkov-poslednego-zaveta.html

alexir: - Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации Ректорам медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации Направляется для сведения и руководства Информационный материал о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим. Прошу направить в адрес отдела законодательства и связей с общественными организациями Минздравмедпрома России имеющиеся в вашем распоряжении аналитические данные по указанному вопросу и предложения по организации помощи пострадавшим. А.Д.Царегородцев Информационный материал "К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим", 1996 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года №600 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг." поставило для ряда соисполнителей, включая Минздравмедпром России, задачу обобщить материалы о социальных и медицинских последствиях деятельности в России иностранных религиозных организаций, подготовить предложения о порядке осуществления деятельности таких организаций на территории России, а также о мерах ответственности их руководителей и членов за разжигание межконфессиональной и межэтнической розни, подстрекательство к гражданскому неповиновению групп населения, попавших под их влияние за криминогенную деятельность. Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Минздравмедпромом России совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями проделана определенная работа, позволившая сделать ряд выводов, которые легли в основу определения мер обеспечения помощи пострадавшим от некоторых религиозных движений. В Российской Федерации в настоящее время действует множество сект, в том числе тоталитарных и жестко руководимых из-за рубежа. Исследования экспертов МВД России показывают, что наши правоохранительные органы сталкиваются с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны тоталитарных сект. Только крупных сект в нашей стране насчитывается более полусотни. Официально зарегистрировано на конец 1995 года более 6 тыс. сект. К примеру, в Москве отмечено около 80 сект только корейского происхождения. Наблюдается криминализация сект. Выявлена общность природы преступных и тоталитарных сектантских организаций по внутренней структуре, применяемым средствам и методам. Весьма опасны активные попытки проникновения сектантов или их сторонников в государственные структуры. Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов - более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная, всепронизывающая организованность сект, их стремление полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с миром. По мнению экспертов МВД России, это собственно и есть тоталитарность: культивирование слепого подчинения авторитету (пусть иногда и узко-групповому), суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни члена секты. При криминализации верхушки секты неизбежно криминализуется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации целей всяческих "гуру", "учителей", "руководящих корпораций" и т.п. Опасность тоталитарных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Зомбирование является одним из многочисленных методов психологической обработки адептов сект, позволяющим контролировать их психику и управлять их поведением. Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества). Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных Минздравмедпрому России, научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского и Московский НИИ психиатрии. Комиссия на основании анализа писем и заявлений, направленных в "Комитет по спасению молодежи", в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшем после посещения сект, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект, пришла к следующим выводам: 1. Деятельность организаций "Белое братство", "Богородичный Центр", "Аум Синрике", "Сознание Кришны", Церковь саентологии и т.д. сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности. 2. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных функций человека. 3. Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства. 4. Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений. 5. Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации. 6. Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций. 7. Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит части ст.17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". К этому следует добавить, что активное применение психотропных средств в сектах нарушает генофонд российских народностей. Поскольку методы воздействия на психическое здоровье, используемые сектами типичны, то можно говорить о том, что перечисленные последствия характерны и для других сект. В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В.П.Сербского находится несколько лиц, совершивших общественно опасные деяния, связанные с идеями, содержащимися в учениях тоталитарных сект, в их числе последовательница секты "Свидетели Иеговы", убившая своего малолетнего ребенка. Структура секты имеет жесткое иерархическое подчинение руководства всех ее филиалов в России Руководящей Корпорации во главе с президентом Хеншелем (США, в Бруклине, Нью-Йорк. В собраниях от каждого члена секты также требуется "беззаветная преданность организации" и "безупречное подчинение старейшине - надзирателю собрания". Всего за 4 года после регистрации секта "Свидетели Иеговы" покрыла сетью своих центров всю Россию, организовав сотни общин в различных городах и областях страны. Через Управленческий Центр, построенный в курортном районе "Солнечное" под Санкт-Петербургом, на территории бывшего пионерского лагеря, эти общины регулярно снабжаются журналами и литературой. В компьютерную базу данных Управленческого центра приходят полные анкетные данные обо всех членах секты в нашей стране, а также о гражданах, проживающих на территориях сферы их влияния, которые далее передаются в Бруклин. Города Москва и Санкт-Петербург, в частности, разделены на "обрабатывающие участки" по количеству организованных в городах собраний по 150-200 человек в каждом. Надзиратели собраний, районные и областные иностранные надзиратели не только "контролируют духовную обстановку в собраниях", но и подчиняют своему диктату образ жизни, мышление, психику, поведение каждого члена секты. Эта секта имеет сильную антигосударственную, антисоциальную и антитрадиционную, в том числе и антихристианскую, направленность, накладывает запреты на участие человека в жизни государства и общества. Эта секта по религиозным соображениям запрещает своим адептам переливание крови даже в случаях, угрожающих жизни члена секты или его ребенка, что уже привело к смертельным исходам. В нескольких десятках стран деятельность этой секты запрещена. Поступившие в наш адрес сообщения свидетельствуют, что вероучение ряда сект призывает к ограничениям при госпитализации, пользовании медицинской помощью. Крайне опасно и воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов. Так, в частности, в секте Виссариона (Церковь Последнего Завета), центр которой находится на юге Красноярского края, насчитывающей в настоящее время более 10 тысяч человек, практикуется "агрессивная" диета по примеру нацистских концентрационных лагерей при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края имеются несколько смертельных случаев от истощения фанатичных адептов секты, детям в секте не оказывается медицинская помощь, не делаются прививки. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди сектантов. По мнению лиц, изучавших деятельность этой секты, в связи с несостоятельностью проектов Виссариона построить город избранных, и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства, возможен самый трагический финал очередной псевдорелигиозной авантюры - вплоть до коллективного суицида. К таким тревожным выводам приводят и "заповеди" Виссариона, по существу оправдывающие самоубийство. Призывы к убийству и самоубийству и их поощрение часто содержатся в вероучениях целого ряда сект, действующих в России. Так, например, "Саентологическая церковь", основанная Р. Хаббардом и считающаяся одной из наиболее агрессивных тоталитарных сект в мире, в кодексе чести саентолога призывает: "Никогда не бойтесь причинить вред другому по справедливой причине"; "Ваше самоопределение и ваша честь являются более важными, чем ваша текущая жизнь"; "Ваша целостность важнее, чем ваше тело". Как легко заметить вышеприведенные цитаты снимают запреты на совершение как убийства, так и самоубийства. Те же призывы звучат и в книгах Береславского, руководителя секты "Богородичный центр": "Нельзя ни минуты работать на себя, желать что-то для себя. Надо решиться убить себя. Это именно та жертва, к которой призывает Господь". Члены многих сект систематически не доедают и не досыпают, что также имеет разрушительное воздействие на здоровье. Из рациона исключаются наиболее ценные продукты питания. Еда принимается раз в сутки. Сон ограничивается до 3-4 часов в сутки. На фоне психического и физического истощения создаются предпосылки для возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. Анализ деятельности сект показывает, что они оказывают не только разрушительное воздействие на здоровье личности, но и на здоровье семьи, одной из главных опор стабильной жизни общества и государства. По некоторым данным, в различные культовые новообразования, уже вовлечено от 3 до 5 млн человек, 70% из них молодежь от 18 до 27 лет; 80% адептов - с высшим и средним образованием; студенты - около 1 млн. чел., из них 25-30% бросили учебу. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту. Вышедших из сект 1 на 1000. Выйти самому оттуда практически невозможно, а вернувшиеся домой - полуинвалиды, уже не способные работать, учиться, не находят себя в жизни и обществе. Во многих сектах модуль существования адепта построен таким образом, что, что он должен отказаться от своих прежних привязанностей, привычек, связей, включая семейные. Например, в секте Муна многих членов призывают ограничить контакты с родителями, с семьей и друзьями, если они не сочувствуют мунизму. В отношении к родителям Мун дает установку использовать их максимально как "питательное вещество, ингредиенты, удобрение". А вот цитаты из книги Береславского, руководителя секты "Богородичный центр": "Земная мать - прообраз дьяволицы. Земной отец - прообраз сатаны. Демоны действуют через мать. Она забирает у сына энергию. Он ходит трупом, а кровавая его ведьма убивает мир. Прошлое подлежит тотальному отречению, полному проклятию с его культурой, идеалами, философиями и утопиями...". Не удивительно, что следствием таких призывов становятся жестокие преступления. Так, в частности, адепт одной из сект в Подмосковье совершил зверское убийство своей матери и бабушки с последующим расчленением трупов. Опасность состоит еще и в том, что у родственников уведенных в секту (их родителей, детей, супругов) нередко возникают длительные стрессовые реакции на развал семьи, на фактическую потерю родных и близких, и здоровье этих наших сограждан также стало социальной проблемой. По мнению психиатров, в упомянутой проблеме есть еще особой негативный аспект. Речь идет о социальных сиротах (то есть фактических сиротах при живых родителях). Будучи брошенными завербованными в секты родителями, такие дети и подростки обречены на тяжелые психические травмы. Факты свидетельствуют, что социальные сироты имеют в последующей жизни высокий риск и криминального поведения и психической заболеваемости. Главная проблема относится все же к детям, уведенным в тоталитарные секты или родившихся в условиях "новой жизни". Что может ждать этих детей, для которых их Родина, святость традиций народа, его духовность, родственные связи - все это тоталитарно, то есть всеохватывающе, без доступа иной информации и иных мнений, называется чуждым, неприемлемым, враждебным. Такие дети формируются как безропотные слуги авторитетов сект, которые, конечно, не упустят их из-под своего давлеющего влияния. Даже если удастся пресечь деятельность этих сект, годы извращенного формирования личности неизбежно приведут к непоправимым последствиям, в том числе психопатологического характера. Безусловно, внимание должен привлекать и противоположный возрастной контингент. Около 100 тысяч пожилых людей под внушением тоталитарных сект продали свои городские квартиры и, отдавая полученные деньги "учителям" сект, уехали в глухие места, получив при этом запрет обращаться за медицинской помощью. Что ждет этих людей при развале секты или при разочаровании в ее деятельности, а в целом при нарастании старческой беспомощности? Им не на что и некуда возвращаться, у них просто не будет сил. Они также обречены... Информация о разрушительном воздействии сект на семьи, социальные группы, трудовые коллективы подтверждается многочисленными фактами не только в России, но и во всех странах мира, где действуют секты. Характерно в связи с этим заявление Клаудии Нольте, федерального министра ФРГ по делам семьи, стариков, женщин и детей, где говорится о деятельности секты саентологов, стремительно распространяющейся в России: "Все больше и больше людей, которые подверглись воздействию секты и испытывают тревогу по поводу активности саентологической организации, обращаются ко мне за советом. Это молодые мужчины и женщины, которые бросили свое профессиональное обучение и свою работу, оставили свои семьи и попали в финансовые трудности через вовлечение в саентологическое движение. Это родители, чьи дети были завербованы саентологией и работники, которые возмущаются попытками распространить саентологию внутри их компании. Я считаю, что саентология является одной из наиболее агрессивных группировок в нашем обществе... Саентология использует весьма сомнительные методы в своей попытке проникнуть в общество и контролировать людей, делая их зависимыми от нее. Она также имеет сомнительное понимание о демократии и бесчеловечное представление об обществе. Мы не можем позволить организации такого типа и дальше распространяться в Германии". Это высказывание позволяет сделать вывод о том, что секты крайне разрушительно влияют не только на здоровье личности, семьи (социальной группы, трудового коллектива), но и на здоровье общества в целом, являясь причиной социопатического поведения и правонарушений. В России создалась новая социальная проблема. Огромный контингет наших сограждан, уведенных в тоталитарные секты, оказался изъятым из актива трудовых ресурсов страны, в их сознание внедрены враждебность к культурно-национальным ценностям, к государственным и общественным интересам. 28 декабря 1994 г. в ГНЦ им.В.П.Сербского было проведено согласно постановлению следователя прокуратуры г.Москвы от 22.11.94 г. комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование деятельности организации "Фонд Новой Святой Руси" (Богородичный Центр, БЦ). Комиссия следующим образом ответила на конкретные вопросы, поставленные прокуратурой: - В литературе, издаваемой "БЦ" содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а также содержатся призывы к невыполнению гражданских обязанностей, такие как отказ от брака, семьи, воспитания детей, учебы, общественного полезного труда. Многие тоталитарные секты, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба своим членам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, включая скрытое проникновение в государственные органы, вплоть до государственных заговоров, как это было в случае секты Аум Синрике. Уже в 30 городах России действуют центры так называемой "Дианетики", вербовочной структуры Церкви саентологии, получившей определение германских государственных органов как "криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора", а некоторые ее адепты в Греции подозреваются в шпионаже. Немецкая делегация на семинаре ОБСЕ о свободе вероисповеданий, состоявшемся в апреле 1996 года, дала следующие характеристики Саентологической организации, подтверждающие ее опасность для здоровья личности и общества: она "порождает у своих членов вполне выраженное сознание по принципу свой-чужой"; система контроля ее членов гарантирует обнаружение и разборку с инакомыслящими; идея, что члены секты представляют лучшую часть человечества также означает, что они изолированы от внешнего мира; технология секты обычно приводит к психологической и финансовой зависимости от системы; внедрение этой технологии в бизнес может нанести серьезный урон компаниям. "Для общества опасность заключается в саентологической цели переделать общество по своему образу. В таком обществе, действующем на основании принципов саентологии, не будет места для прав и свобод, заложенных в Конституции". К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно, опираясь на различные источники и свидетельства, отнести: Церковь объединения (Муниты); Церковь саентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцендентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Озарение; Лайфспринг; АУМ Синрике; "Белое братство"; "Богородичный центр"(Марианская церковь); "Церковь последнего завета" (Виссарион); Шри Чинмой; "Дети бога" ("Семья любви"); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других, в том числе с центрами за рубежом. Российская психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная, административная и правовая системы почти не имеют опыта анализа и противодействия деструктивным культам, которые представляют, по сути дела, новейшую модификацию тоталитарных движений конца XX века. В отличие от Германии, где осуществляется активная государственная политика по отношению к тоталитарным сектам, основанная на достаточно хорошо усвоенных уроках нацизма, Россия ещё не прошла настоящего осмысления и тщательного извлечения опыта из истории собственного 70-летнего деструктивного культа и остаётся питательной почвой для процветания тоталитарных групп, как вытесняемых с Запада, так и доморощенных. Фактически наша страна столкнулась с расцветом преступности в новой нише, относящейся к духовной и психической жизни людей. Особенно опасным является проникновение религиозных организаций в сферу здравоохранения, осуществление ими псевдооздоровительной и псевдомедицинской деятельности. В настоящее время в России сложилась тревожная ситуация, связанная с широким и бесконтрольным использованием и популяризацией сектами методов, методик и средств психологического и психотерапевтического воздействия, которые вопреки закону не получили официального разрешения Минздравмедпрома России и осуществляются лицами, не имеющими медицинского образования и государственной лицензии. Применение таких методов создает опасность для жизни и здоровья граждан и может рассматриваться как незаконное врачевание. Многие секты используют методы воздействия на психику человека, не имея не только лицензии на профессиональную медицинскую деятельность, но даже элементарной медицинской подготовки. Эти организации применяют методы и средства (препараты и приспособления), не прошедшие клинических испытаний и не допущенные в установленном законом порядке для применения на людях. Подобная псевдомедицинская деятельность становится неотъемлемой и существенной частью религиозного ритуала и по сути приравнивается к нему. Применение некоторыми сектами сверхмощных доз психотропных средств в отношении своих членов позволяет их руководителям добиться необратимого зомбирования личности адептов, превратить их в слепых фанатичных исполнителей. Сказанное выше свидетельствует о том, что, вторгаясь в медицину, указанные организации нарушают законодательство Российской Федерации, которое требует, чтобы медицинская и фармацевтическая деятельность осуществлялась при наличии специального медицинского образования, сертификата специалиста, лицензии на заявленный вид деятельности и разрешения Минздравмедпрома России на применение препарата или метода воздействия на организм человека. Сознавая опасные последствия вторжения сект в сферу здоровья и здравоохранения, Минздравмедпром России издал два приказа. Первый из них "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия" не допускает применения методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения в практике здравоохранения. Под этим понимаются не признаваемые официальной медициной методы и средства оккультизма и магии, а также методы и средства вмешательства в сферу психического здоровья религиозного происхождения, которые претендуют на подмену проверенных и необходимых для больного традиционных методов лечения. Ограничения, введенные Приказом, призваны установить правопорядок и законность в сфере медицины, обеспечить право гражданина на безопасность для жизни и здоровья. Они отнюдь не означают ущемления его права на свободу совести и свободу вероисповедания, поскольку ни одна из традиционных религий, действующих на территории нашей страны, не имеет своих "особых" конфессиональных методов профилактики, лечения и реабилитации и не благословляет своих последователей отказываться от помощи официальной медицины. Не существует особой "православной медицины", "исламской медицины", "иудейской медицины" и т.п. Второй приказ "Об отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" не допускает применять в практике здравоохранения методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов саентологии, дианетики. Указанная мера обусловлена тем, что разработанные Л.Р.Хаббардом методологии, претендующие на медицинскую ценность, не смогли пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира и не получили разрешения на применение. Более того, проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Л.Р. Хаббарда на организм человека и его психику. В мировой научной литературе и в целом ряде судебных протоколов нашли отражение многочисленные случаи нанесения тяжелого ущерба здоровью пациентов вплоть до летальных исходов, случаи тяжелого психического расстройства, доходящего до суицида. В декабре 1991 года комиссия по психическому здоровью штата Оклахома отказала в лицензии центру "Нарконон", признав применяемую им программу детоксикации "небезопасной для здоровья". Комиссии высказала особую озабоченность использованием витамина В3 в форме ниацина, высокие дозы которого, предусмотренные программой детоксикации, могут вызвать прекращение функционирования печени. Более того большие дозы ниацина могут вызвать подагру, привести к повышению концентрации сахара в крови до диабетического уровня, появлению сыпи, фурункулеза, тошноты и гастрита. Сверхдозы витаминов составляют лишь часть программы детоксикации, их прием чередуется с ежедневными пробежками и с длительным, до 6 часов в день, пребываением в сауне, что далеко не безопасно для любого человека, а для героиноманов может быть смертельной. Известно, что автор технологии Л. Р. Хаббард не являлся врачом, не имел не только медицинского, но вообще высшего образования. По данным МВД России, секта саентологии является одной из разновидностей так называемых сатанинских сект, имеющих весьма сильную криминогенную направленность. Таким образом, издав упомянутые приказы, Минздравмедпром России обеспечил в пределах своих полномочий профилактику деструктивного воздействия сект на психическое и физическое здоровье человека. Профилактические мероприятия являются частью комплекса мер обеспечения медицинской помощи в условиях распространения тоталитарных сект в России. Проблема медицинской помощи лицам, попавшим под влияние тоталитарных религиозных сект и подвергшимся глубокой психологической обработке, является актуальной не только для Российской Федерации, но и ряда Западных стран, Японии и Южной Кореи, где она проявилась на несколько лет раньше. В этих странах существуют специальные центры медико-психологической помощи людям, ставшим жертвами сект, проводятся межрегиональные семинары по обмену опытом. Так к примеру, только по деструктивному культу "Свидетели Иеговы" в мире в настоящее время действует около 500 центров. В России из-за недостатка средств пока таких центров не создано. Работа ведется на базе научно-исследовательских и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Очень важное место в проведении медицинских мероприятий занимает разработка специальных методов оказания помощи пострадавшим от тоталитарных сект. В этих целях Минздравмедпром России принял решение финансировать в рамках госзаказа научные исследования по указаннной проблеме на базе ГНЦ психиатрии им. В.П. Сербского и Московского научно-исследовательского института психиатрии. Кроме того для изучения последствий деятельности некоторых религиозных организаций в Минздравмедпроме России была проведена межведомственная конференция "Тоталитарные секты и психическое здоровье", с широким участием представителей органов исполнительной власти, медиков, психологов, представителей Московской Патриархии и общественных организаций. С точки зрения практики оказания медицинской помощи пострадавшим контингент лиц, оказавшихся под влиянием тоталитарных сект и других неорелигиозных образований, подразделяется на три группы, требующие разного подхода, разного правового обеспечения и разных средств воздействия. Первую (наименьшую) группу составляют лица, сумевшие самостоятельно или с помощью родственников выйти из секты. Как правило, это люди с глубоко травмированной психикой (с психопатологией, по меньшей мере, невротического уровня), которые, с одной стороны, осознают пагубное влияние секты, но с другой - не могут полностью преодолеть ее влияние и приспособиться к жизни в прежней социальной среде. Последнее обстоятельство, особенно при известной активности сектантов вернуть "блудного сына" в свое лоно, содержит большой риск этого возвращения и требует безотлагательных психокоррекционных и реабилитационных мер. Вторую группу (по некоторым данным исчисляемую сотнями тысяч человек) представляют лица, полностью находящиеся под влиянием сект, порвавшие прежние социальные связи, изменившие место жительства и крайне отрицательно относящиеся к попыткам вернуть их к прежнему образу жизни. При этом такие попытки со стороны родственников или общественности крайне агрессивно встречаются активистами сект. Третья группа - группа риска быть завербованным в тоталитарные секты (именно из нее вербовались оказавшиеся во второй группе). Эту группу охватывают лица декомпенсированные изменением стереотипа социальной жизни, не нашедшие в ней своего удовлетворяющего места, одинокие и надломленные индивидуальными психотравмирующими обстоятельствами, некоторые типы психопатических личностей, а также перенесшие социально-

alexir: стрессовые травмы (в первую очередь бывшие участники афганской войны и других локальных боевых действий, беженцы). Значительную часть составляет молодежь, внутренне протестующая против меркантилизации современного общества и при этом не имеющая сформировавшихся ценностно-смысловых ориентиров своей жизни. Первая из отмеченных групп нуждается в оказании психотерапевтической (нередко и медикаментозной), а также реадаптационной помощи. Для этого должна быть широко распространена информация о том, что такая помощь возможна. Должны быть известны адреса, куда можно и следует обращаться за помощью, должна быть обеспечена возможность получить совет, консультацию, разрядить психологический стресс в срочных случаях, что возможно осуществлять с помощью системы типа "телефона доверия". Но главное, для этого должны быть созданы соответствующие (вне стен психиатрических учреждений) Центры психолого-психиатрической помощи с деликатно подобранным названием, желательно с религиозным оттенком. В этих центрах должен быть специально подготовленный персонал, ознакомленный как с позитивным, так и с негативным (во избежание многих уже имевшихся ошибок) опытом аналогичных зарубежных учреждений. Ряд специфических причин быстрого распространения тоталитарных сект в России, психологических особенностей постсоветского человека, своеобразия общественного менталитета и конкретных условий внутрироссийской жизни требуют специальной аналитической работы для выработки более адекватных возможностей оказания как оперативной, так и пролонгированной помощи. Необходимы разработки и издания соответствующих руководств для работы в таких центрах, а также брошюры-памятки для родственников бывших сектантов. Желательно проводить реадаптационную работу в контакте (но не под эгидой) официально зарегистрированных конфессий. Целесообразна организация сообщества бывших сектантов для взаимной поддержки, снятия психотравмирующего чувства одиночества и никому ненужности, поскольку (как представляется по аналогии с групповой работой с бывшими алкоголиками и наркоманами) это повысит эффективность реадаптации. Вторая из выделенных групп более сложна для оказания необходимой помощи. Здесь могут быть юридические коллизии между правом отдельного человека на свободу совести (утвержденным "Всеобщей деклараций прав человека" и исходящими от нее нормативами) и аргументами запрета деятельности секты. Как показывает знакомство с некоторыми официально зарегистрированными сектами, они по своей сущности эзотеричны - истинная суть секты, цели и характер ее деятельности, скрываются полностью или камуфлируются под "религиозное" таинство от "простых смертных" или только что вовлеченных в секту. Так, все новые "конфессиональные" образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Уже одни названия тоталитарных сект носят завлекающий характер, например: "Международный фонд помощи и дружбы", "Христиане мира за единство и социальные действия", "Международный фонд образования", "Фонд Новой Святой Руси" и т.п. Уставы новых "конфессий" также выглядят благопристойно. Например, "Богородичный Центр" основными своими задачами определил "возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божией Матери в 20 веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность". Пока выясняется истинная сущность сект, люди в них идут именно в надежде получить предлагаемую им перспективу обрести смысл жизни, познать истину, уйти от одиночества, получить другие необходимые им духовные ценности. Эта перспектива обеспечивает податливость психологической обработки со стороны сектантов и уходу под их полное влияние. Вместе с тем, имеющиеся данные показывают, что декларируемые цели и практическая деятельность сект имеют явные расхождения, что, кстати, является причиной нередких изменений в названиях сект, когда начинает проглядывать их подлинная сущность. В связи с этим необходима поэтапная и индивидуальная работа по изучению конкретной деятельности каждой отдельной секты. Данная работа не может быть осуществлена без соответствующего правового (законодательного) обеспечения, для чего необходимо специальное исследование этой проблемы. Исследование может быть проведено правоведами с участием представителей ряда других дисциплин и представителей традиционных конфессий, включая психиатров и психологов, поскольку в реальной деятельности сект имеется большое количество фактов нанесения вреда психическому здоровью людей. Должны быть четко отработаны показания, по которым возможно юридическое ограничение или даже запрещение тоталитарных сект, деятельность которых противоречит российскому законодательству, нарушает права и свободы граждан, прежде всего право на жизнь и охрану здоровья, угрожает общественной безопасности. В случаях таких ограничений или запрета отдельных сект встает не менее сложный вопрос о судьбе их членов. Должен проводиться учет бывших членов с тем, чтобы после закрытия секты они не оказались вне активной помощи, не ушли в подполье, не стали искать новых путей возвращения в сектантство. На этом этапе такая работа перекликается с подходами к лицам из первой выделенной группы, однако она должна быть более углубленной и настойчивой с целью формирования критического отношения к своему уходу в секту и преодоления отрицательной позиции к ее закрытию. Названная деятельность должна проводиться строго в рамках закона. Законодательство в этой части нуждается в усовершенствовании, для чего также требуется комплексное исследование. Выделенная группа риска нуждается в самых широких профилактических мероприятиях, начиная с социально-политических и кончая духовно-педагогических. Эти мероприятия должны проводиться на макро- и микросоциальном уровне. Наряду с общеидеологическими мероприятиями должно быть уделено особое внимание организации межличностных отношений конкретных групп сограждан. Необходимо активно культивировать разнообразные формы микросоциальных сообщества - "групп общения". Без непосредственного общения на основе любых просоциальных интересов и форм деятельности, включая и общины официальных конфессий, межличностная разобщенность, невозможность быть выслушанным и найти взаимопонимание образует тот духовный вакуум, который с готовностью заполнят любые квазирелигиозные образования. Лица, осуществляющие непосредственное руководство сектами на территории Российской Федерации, в ряде случаев сами страдают психическими расстройствами и находились на психиатрическом излечении. Таким образом, группы населения, являющаяся объектом психологической обработки со стороны новых религиозных движений, неоднородны и потому требуют дифференцированного анализа и разного подхода. Целесообразно выделять: 1/ - недавно вышедших из сект, 2/ - остающихся под их влиянием и 3/ - подверженных риску быть в них завербованными, в том числе в плане рецидива. Для организации помощи в условиях воздействия деструктивных религиозных образований необходимо: 1. Обеспечить профилактику вовлечения в них населения путем законодательного ограничения и запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан; предусмотреть по примеру ряда стран при бракосочетании процедуру информирования граждан о деятельности тоталитарных сект; ввести в программы обучения средних и высших учебных заведений факультативные курсы о деятельности тоталитарных сект и профилактических мерах против их воздействия; 2. Разработать проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", предусматривающий уголовную ответственность за участие в неразрешенных или запрещенных тоталитарных сектах (деструктивных культах); 3. Разработать проект Федерального закона ""Об обеспечении гарантий права граждан на безопасность для жизни и здоровья и противодействии незаконной медицинской деятельности", и проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием указанного закона, включив в число соисполнителей Минздравмедпром, Минюст, МВД и ФСБ России; 4. В целях проверки законности деятельности отдельных религиозных организаций на предмет воздействия их на здоровье человека принять Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций"; 5. Принять Постановление Правительства Российской Федерации "Об организации специализированной службы помощи пострадавшим от некоторых религиозных организаций". Обеспечить, в том числе через средства массовой информации, широкую информированность о ее существовании. Предусмотреть адекватное методологическое и материальное обеспечение этой службы, которая по типу наркологической службы должна осуществлять свою деятельность на условиях доступности и вне стен психиатрических учреждений. 6. По согласованию с Московской Патриархией и во взаимодействии с Минздравмедпромом России организовать в некоторых православных храмах пункты медико-психологической помощи пострадавшим от деструктивных религиозных организаций; 7. Предусмотреть при регистрации сект экспертизу состояния психического здоровья лиц, осуществляющих непосредственное руководство сектой на территории Российской Федерации; 8. Рекомендовать Совету безопасности создать специальную комиссию по изучению вопросов деятельности и финансирования тоталитарных сект (деструктивных культов) в России и рассмотреть этот вопрос на одном из своих заседаний. 9. Распространить в органах исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации Пособие о деятельности тоталитарных сект, подготовленное и изданное МВД России. 10. Рекомендовать МВД России создание в правоохранительных и координационных целях специального структурного подразделения, занимающегося проблемами криминогенности тоталитарных сект, в том числе по линии профилактики правонарушений. Изложенное свидетельствует, что рассматриваемая проблема носит комплексный характер и требует скоординированных действий разных специалистов (включая психиатров и психологов). На уровне государственных властных структур требуется координация деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов, а также органов исполнительной власти с привлечением таких федеральных ведомств как Минюст, МВД, Минздравмедпром, Минобразования, Миннац, МИД и др.


iralex: 1995 ГОД. Как о нас пишут «Официальная пропаганда, широко используя средства массовой информации, деформирует отношение общества к „нетрадиционным“ конфессиям, оскорбляя верующих граждан России наименованиями „секто-мафия“, „тоталитарные секты“, „деструктивные культы“ и т.п.» БЕЛАЯ КНИГА. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации Эта статья была подготовлена автором в конце 1995 года для информирования широкой общественности, обеспокоенной публикациями в прессе о нашей общине. Однако тогда статья эта света не увидела… «Вы растете стремительно. Стремительно, как не росла ни одна община. Это величайшее событие, которое не сможет не заметить Россия, и остановить это уже нельзя». Так сказал Виссарион на проповеди 2 июля 1994 года. Что ж, сегодня можно утверждать совершенно смело: Россия заметила. Репортажи о нас неоднократно демонстрировались по телевидению; статьи, посвященные общине, печатаются во многих газетах. Но, к сожалению, делается это таким образом, что многие из тех, кто так или иначе воочию соприкоснулся с нашей жизнью, все чаще обращаются к нам: «Почему вы не отвечаете? Неужели это все — правда?» «Бессмысленно говорить там, где стремятся высказаться», — гласит одна из заповедей, данная нам Учителем. Поэтому стоит ли отвечать тем, кто не задавая нам никаких вопросов, заранее присвоил себе право судить и осуждать то, что ныне здесь происходит. Им не нужны ответы, ибо они все для себя уже определили. Но для тех, кто, столкнувшись с потоком клеветы, который льется в нашу сторону, все-таки не спешат делать скорых выводов, а хотят честно разобраться во всей ситуации, — для тех и пишется эта статья. В ней не будет оправданий и извинений, поскольку нет вины в том, что люди верят Тому, в ком видят Христа и по мере сил своих пытаются исполнить Его заповеди, какими бы непонятными те заповеди ни казались их собратьям. В статье этой хотелось бы обратить внимание читателя лишь на то, каким образом рождается ложь вокруг нас. ИМУЩЕСТВО. БЫТ. РАБОТА «Люди, попавшие под влияние лидеров общины, распродают имущество и уезжают в резиденцию Виссариона и общинные дома в ближайших районах». («Знамя труда». 19.10.95 г.). «Бюджет общины подпитывается тем, что приезжающие, как правило, продают свои квартиры в больших городах, а здесь покупают жилье намного дешевле. Разница поступает в общину, а это — миллионы» («Российская газета» 30.07.94). Таким образом, у читателя должно создаться впечатление, что общинники, отдав все средства «лидерам», сами селятся, в основном, в общинных домах, где «Условия… просто ужасны: по 10—15 человек в одной комнате, спят на полу вповалку и женщины, и мужчины, собаки и кошки… Всюду грязь, вонь». («Учительская газета» 15.11.94). «И дивятся теперь староверы: как можно жить, не работая? Из 200 человек в Черемшанке утруждают себя лишь двое» («Тубинские вести» 16.09.95). Надо сказать сразу: в каждом из этих утверждений есть доля правды (и имущество свое распродаем, и в общинных домах живем, и пожертвования в общину даем). Не упоминается здесь лишь о том, что: пожертвования в общину — исключительно добровольные; основная часть приехавших в первые годы не имела средств на приобретение жилья и потому жила в общинных домах, приобретенных на эти пожертвования; большинство приобретающих себе дома в общину не сдает ни копейки, потому что адаптироваться к жизни деревенской — нужны немалые средства. А заработать здесь практически негде, ибо в селах существует негласное предписание на работу нас не брать. Утверждая, что «по законам секты требуется полный отказ от учебы и работы», авторы словно не замечают звучащих набатом слов Учителя о том, что «Обучение детей есть основа развития человечества» (Книга Обращений, гл. 3) и что главные усилия нам надо направлять прежде всего на развитие ремесел: «Только в труде проявится вера ваша. Отныне каждый из вас должен стать мастером своих рук». Что же касается общинных домов, то ни одна из многочисленных комиссий не поставила вопроса об их закрытии на основе их санитарно-гигиенического состояния… Кстати, к ноябрю 1995 года общинных домов осталось лишь три. Остальные были переоборудованы в школы и творческие мастерские. ПИТАНИЕ «Но почему-то везде и всюду как краеугольный — тезис о еде. Учитель призывает не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, все молочные продукты, сливочное масло, чай, кофе, все мучные и сладкие изделия. Воду надо получать из овощей и фруктов» («Санкт-Петербургские ведомости». 1.08.1995 г.). Действительно, сложилось так, что если кто-то со стороны хочет поговорить о нашей вере, он непременно начинает тему мяса, дальше которой разговор обычно не идет. Однако, объявляя пагубной нашу диету, никто не потрудился уточнить для себя: а как ныне питается истинно цивилизованный мир? И в чем же пагубность такой диеты? Ведь для подобного утверждения проводится обычно медицинское обследование, но, к сожалению, серьезной работы в этом отношении никто не проводил. Ни врачи, ни пресса… В связи с «краеугольным тезисом о еде» в прессе присутствуют упоминания о том, что среди общинников якобы зафиксированы случаи смерти от истощения. К слову, за два с половиной года существования общины среди ее представителей численностью 1280 человек зафиксировано 5 смертей, а родилось 23 человека. Что же касается проблемы питания, то Учителем сказано в Его «Слове»: «Плоть ваша ныне не нуждается в искусственном поступлении в нее извне пищи животного происхождения. А значит, осознанное убиение животных во благо своего жития есть ныне удел невежественных слепцов». И все. МЕДИЦИНА «Врачи бьют тревогу, регистрируя чесотку, отказ от прививок, спасая рожениц от последствий домашних родов» («Тубинские вести»). «Отказаться надо от услуг врача. Лечить не стоит даже детей» («Санкт-Петербургские ведомости»). Действительно, некоторые представители общины отказываются от прививок, поскольку понимают, что «болезнь, в большинстве случаев, есть наказание за неспособность удержать плоть свою в гармонии с Природой» (заповедь 37). А в этом случае никакие прививки не помогут. Но вот по какому поводу бьют тревогу врачи — непонятно. Ведь в соответствии с законом РФ каждый гражданин имеет право отказаться от прививок. Однако об этом никто не упоминает, как, впрочем, не упоминают и о том, что решение делать прививки или нет принимается здесь каждым родителем индивидуально. Например, детям Учителя прививки сделаны. Не упоминают также и о том, что в общине многие, стараясь войти в гармонию с Природой, проводят как самозакаливание, так и закаливание своих детей. Большое внимание уделяется проведению профилактических мероприятий; не обращаясь по возможности к услугам врачей, лечить возникающие болезни мы стараемся природными средствами: травами, отварами, настоями, но ни в коем случае не химией… ДЕТИ «Ведь по сути это преступление — то, что там делают с детьми. Им, как и взрослым, нельзя есть мяса, рыбы, яиц, молока и масла. И еще долгие, долгие молитвы…» («Труд» 25.05.95). И вновь, говоря о преступлении, автор не объясняет, в чем состоит это преступление. Ведь каждое действие должно оцениваться по результату, им вызванному. Но о результатах предпочитают умалчивать, да и никаких серьезных исследований не проводилось. В общине на ноябрь 1995 года насчитывалось 364 человека в возрасте до 18 лет. При желании дети, как и беременные женщины, питаются кисломолочными продуктами. Что же касается молитв, то дети, конечно же, могут творить молитву, но лишь по собственному желанию, ибо Учитель наш всегда говорит только об осознанном вхождении в религию. К сведению автора, молятся в общине обычно два раза — утром и вечером, каждый индивидуально. Публикации средств массовой информации имели определенный резонанс. В обществе сформировался активный интерес к «общине Виссариона». С одной стороны, увеличился приток людей, желающих познакомиться с необычной общиной. С другой стороны, появился нездоровый интерес, который привел часть людей к настороженности и даже враждебности к нам. Церковь Последнего Завета вынуждена была подать иск в судебную палату при Президенте РФ по информационным спорам к средствам массовой информации, распространявшим клевету о деятельности Церкви и ее основателе Виссарионе, после чего в нескольких газетах появилась правдивая информация о Церкви. СЕМЬИ «В комитет по делам религий поступает много жалоб от родственников, чьи дети и близкие вступили в общину. В результате — разбитые семьи, брошенные дети, случаи суицида, смерти» («Тубинские вести» 18.10.95). «По законам секты дети должны быть отлучены от родителей» («Учительская газета»). «Отличительной особенностью тоталитарных сект является навязчивое внушение неофитам мысли о пагубности семейных уз, проповедь разрыва с родителями, объявленными пособниками сатаны» («Российская газета»). В каждой статье, нам посвященной, основной упор делается на «разбитые семьи» и «вовлеченных в секту детей», причем настойчиво проводятся аналогии с деятельностью Белого Братства. Но главное, о чем предпочитают умалчивать и авторы этих статей, и возмущенные родственники, это о возрасте детей, судьба которых их так беспокоит. Дело в том, что в большинстве случаев речь идет о «детях», не только достигших совершеннолетнего возраста, но и имеющих уже собственных детей. Ведь сегодня в общине 172 полных семьи и 97 неполных. Практически в каждой — дети, которых, как отмечалось, всего 364 человека, что составляет 28 процентов от общей численности последователей. И если беспристрастно посмотреть на эти цифры, то можно увидеть, что детей, проживающих в общине без родителей, — единицы; более того, по правилам общины у детей обязательно должно быть на руках письменное заявление от родителей, подтверждающее, что они не возражают против пребывания их детей в общине. Так что наша община далеко не «детская». Кроме детей в ее составе 288 человек в возрасте от 19 до 30 лет (т.е. 23%), 486 человек от 30 до 50 лет (38%), и 143 человека старше 50 лет (11%). Есть и «разбитые семьи», но никто не обмолвился о том, что большинство приехавших сюда членов таких семей делают все, от них зависящее, чтобы не терять связи как со своими родными, так и с оставленными супругами. Об этом предпочитают умалчивать, обращая внимание лишь на те негативные случаи, от которых не может быть застраховано ни одно общество — ни религиозное, ни светское. РЕЛИГИЯ Нас называют «тоталитарной сектой», «признанной одной из самых реакционных, действующих на территории России и калечащей души тысяч россиян» («Саянский меридиан» № 28 1995 г.). Слово «секта» носит, как правило, резко отрицательный оттенок, но если заглянуть в Толковый словарь В. И. Даля, то там можно прочесть: «Секта — братство, принявшее свое, отдельное учение о вере». Ну что же, в этом смысле, конечно же, мы — сектанты. А не одной ли из подобных «тоталитарных сект» были и первые христиане в языческом царстве неронова Рима? «В православии решительно всех без насилия над волей человека приглашают в открытые храмы: „Приходи и виждь“», — говорит епископ Антоний. Однако в жизни мы сталкиваемся с иным. Служители церкви не раз изгоняли из дома Божиего последователей Виссариона. На страницах «Красноярского рабочего» (10.06.95) епископ Красноярский и Енисейский назвал нашего Учителя «самым очевидным обольстителем». При этом он ни словом не обмолвился, в чем состоит это самое обольщение? И не удивительно, ведь Учение, данное ныне на землю Виссарионом, не расходится с заповедями Божиими, явленными миру две тысячи лет назад. Оглянемся на то время. А не за «богохульство» ли тогда распяли Христа? Так стоит ли ныне в очередной раз спешить давать оценки тому, что кажется непонятным? Предостерегая нас от подобных действий, не Иисус ли сказал однажды: «Не судите, да не судимы будете»? У нас много еще недостатков, ведь не святыми же мы сюда приезжаем. Но вместо того, чтобы достойно во всем разобраться, средства массовой информации, выполняя, видимо, чей-то заказ, предпочитают нести в мир полуправду, которая подчас бывает хуже откровенной лжи… К нам едут сейчас многие: и те, кто принял Виссариона после долгих лет поисков, и те, кто поспешил сделать этот шаг, должным образом еще не укрепившись в вере, и психически нездоровые люди, и многие другие. Бывает, уезжают люди и назад, столкнувшись здесь с определенными трудностями (кстати, вопреки насаждающемуся прессой мнению, никто насильно их здесь не удерживает). Есть и те, кто срывается, разочаровывается, отрекается. И если обращать внимание на последних, то не полезно ли вновь оглянуться назад? Двенадцать Апостолов шли за Иисусом, ежедневно созерцая Его, впитывая Слово Его, глядя на чудеса, кои не творил до Него никто и никогда. И тем не менее: один предал Его, другой отрекся трижды, а третий усомнился… Так на эти ли плоды надо обращать внимание в первую очередь? Вчитываясь в нынешние публикации, содержащие хулу и обвинения, направленные в адрес нашего Учителя, не перестаешь удивляться: как все это повторяет картину двухтысячелетней давности. По сути дела, не изменилось ничего. И стоит ли вновь торопиться давать критические оценки, если издревле известно: все, что не истинно, рухнет? Рухнет рано или поздно, как случилось это и с Белым Братством, и с Аум Сенрике, поскольку ложь не может существовать долго. Но если то, что мы пытаемся сотворить на этой земле, истинно и было предначертано Отцом нашим Небесным, то противостоять этому еще более нелепо, ибо Божие разрушить нельзя. Так стоит ли пробовать? Николай Вдовин (приехал из Санкт-Петербурга, инженер-кораблестроитель) Правительство РФ поручило Минюсту и администрации Красноярского края обеспечить строгое соблюдение прав верующих и нормализацию обстановки в крае вокруг Церкви Последнего Завета. В общину были направлены комиссии — из Управления юстиции и Прокуратуры Красноярского края с участием представителей районной администрации. Предположения о нарушениях закона и других негативных результатах деятельности церкви Последнего Завета не подтвердились. Пожалуй, лишь один честный голос — голос «Независимой газеты» (21 ноября 1995 г.) — прозвучал в этот год. Яков Кротов в своей статье «Можно ли веровать в такую веру?» пишет: «15 октября по первому каналу телевидения в программе новостей показали сюжет, посвященный жизни религиозной общины виссарионовцев, под Минусинском. За несколько дней практически такой же сюжет прошел по программе новостей НТВ. А 24 октября по первому же каналу прошла „Тема“, посвященная сектантству, и вновь — Виссарион… Кампания против Виссариона началась… Кампания проходит в соответствии с законами не информации, а пропаганды… Речи Виссариона в сюжете аккуратно и крайне недобросовестно смонтировали… Приговор опережает факты, и оправдаться обвиняемому не дадут. Обвинения в адрес виссарионовцев таковы: „Фамилии свои помнят, но предпочитают называть друг друга по именам“. „Все работают, но деньги здесь не выплачиваются“. „Едят, по местным таежным представлениям, вообще ничего“. „Все вообще вегетарианцы“. Это же абсолютное, точное описание православного монастыря: отказ от денег, от фамилий, от нормальной еды… Виссарионовцы представлены агрессивными людьми… Пропагандист, писавший закадровую текстовку, оказался куда сильнее телеоператора. Не сумела камера изобразить гаденьких, гнусненьких сектантов. Услышали мы одно, а увидели другое: нормальных, веселых, здоровых людей. А потом показали „глас народа“: дюжину грязно одетых женщин, насквозь нездорового мужчину, скукожившегося от крахмальной колбасы, который сказал: „Веровать такую веру можно народу?!“ Пахнуло шукшинским „Верую“, пахнуло всем самым холопским и коллективистским, что есть в понятии „народ“. Ответ на вопрос, можно ли „веровать такую веру“ до обидного прост: конечно, можно… В тайге, видно, знают, что к сектантам не придерешься, а то б давно придрались и выжили… О Виссарионе не сообщили вообще ничего, что позволило бы понять, насколько далеко он ушел от церкви, страшный ли он еретик или так, блажит. Ясно одно: никого он взрывать не будет, никого не уморит, никого не проклянет. Поэтому, наверное, с ним и впредь будут бороться… показывать свой героизм в схватке с инаковерующими. Сюжет этот, да и вся кампания, не пройдет однако, даром для сочиняющих и для верящих злобе: ложь и агрессия отравляют не того, на кого они направлены, а тех, кто лжет и верит лжи». Газета «Земля Обетованная», октябрь № 47—48 1999 г

alexir: http://ilve87.livejournal.com/149652.html#comments симпатичные фотки. посмотрел с подачи Ганеши. Фото обители виссариона действительно мало напоминает реальное местожительство виссариона

Mariposa: alexir пишет: симпатичные фотки. посмотрел с подачи Ганеши Красивые фотки, начало описания к сожалению - нет! Люди живут там счастливо! У всех довольные счастливые лица!



полная версия страницы