Форум » Общий форум (о разном) и философские вопросы » Смирение и с чем его едят, а так же связанные с ним гордыня, тщеславие и прочее » Ответить

Смирение и с чем его едят, а так же связанные с ним гордыня, тщеславие и прочее

alexir: А вот как ты, Кот, относишься к понятиям "всегрешность" и "всеответственность"? Кстати, а почему бы не поговорить здесь и о смирении тоже..., которое можно рассмотреть как нормальное принятие себя как есть (по Мишане)? Люсию тоже интересно было бы спросить об этом. Ну ЖЮТКО Скромная Кэт... :) http://ekaterina-brunova.narod.ru/ Начинаю тему, предложенную Катей. Вот что думают о смирении Святые отцы христианской церкви.(как всегда-вначале пища для ума) По-моему их размышления полностью стыкуются с Заветом. ПРИЗНАКИ СМИРЕНИЯ Через смирение входят в человека все духовные дарования. Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов): «Смирение — жизнь небесная на земле, благодатное, дивное видение величия Божия и бесчисленных благодеяний Божиих человеку; благодатное познание Искупителя, последование Ему в самоотвержении, видение погибельной бездны, в которую ниспал род человеческий, — вот невидимые признаки смирения, вот первоначальные чертоги этой духовной палаты, созданной Богочеловеком. Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости. Оно заботится о том, чтобы отыскать все ее ветви, отыскивая их, усматривает, что и еще надо искать очень многое. Водимый смирением чем более богатеет добродетелями и духовными дарованиями, тем делается скуднее, ничтожнее перед собственными взорами». О том же пишет и о. Александр Ельчанинов: «Все добродетели ничто без смирения. Пример: фарисеи. Вся сумма добродетелей при отсутствии смирения — "кораблекрушение у пристани". Признаки смиренных — не верить своим достоинствам, не знать даже о них (смиренномудрие), не осуждать, радоваться уничижению. И им — блаженство на первой же ступени». Когда надо дать оценку духовной высоты человека, надо прежде всего оценить степень его смирения. Обычно по наличию смирения иноки различают великих подвижников — кто они: святые или находятся в прелести. Так некогда отцы пустынники испытывали богоугодность прп. Симеона Столпника. Соблазняясь необычностью и новизной его подвига — стоянием на столпе — и боясь того, что этот подвиг прп. Симеон несет самовольно, отцы послали к нему свое решение: чтобы он сошел со столпа и последовал бы жизни других пустынников. Вместе с тем посланным было сказано, что если прп. Симеон послушает их, т. е. проявит смирение, то они должны оставить его стоять на столпе. Когда преподобный узнал о решении собора отцов пустынников, он тотчас же стал сходить со столпа. Так наличие смирения засвидетельствовало богоугодность подвига преподобного. Как и у всяких добродетелей, у смирения есть несколько ступеней. Святой Иоанн Лествичник говорит, что степень смирения человека можно видеть из отношения его к осуждению других. Он пишет: «Один каждый день судит других; другой не судит других, но не осуждает и самого себя; третий не заслуживает осуждения, всегда сам себя осуждает». А архимандрит Иоанн говорит: «Иногда человек не хочет видеть чужих грехов, это доброе праведное состояние, но это еще не смирение. Смирение — это когда человек не может видеть чужих грехов. Слишком видит свои, слишком зрит перед собой Бога». Последнее говорит о совершенном развитии смирения. Итак, смирение связано органически с постоянным укорением себя за все грехи, прегрешения, упущения, леность, нерадение, малодушие, маловерие, боязливость и все недолжные чувства, слова, мысли, дела и даже взгляды, в том числе самые малейшие проявления раздражительности и осуждения. Как пишет прп. Варсонофий Великий: «Признавший себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя. Совершенное же смирение состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения и прочее, что сносил Учитель наш Господь Иисус». О признаках полноты смирения пишет так и прп. Исаак Сириянин: «В смиренном нигде не бывает поспешности, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он в покое. Ничего нет, что могло бы его изумить, привести в ужас, потому что ни в печалях не ужасается он и не изменяется, ни в веселии не приходит в удивление. Но все его веселие и радование в том, что угодно Владыке его. Смиренный не смеет и Богу помолиться или просить чего-либо и не знает, о чем молиться, но только молчит всеми своими чувствами, ожидая одной милости и того изволения, какое изыдет о нем от Лица достопоклоняемого Величия... И осмеливается только так говорить и молиться: "По воле Твоей, Господи, да будет со мною". «Где глубокое смирение, там и слезы обильные, — говорит прп. Симеон Новый Богослов, — а где слезы, там и посещение Святого Духа. А в том, что начинает быть под действием Его, появляется всякая чистота и святость, и он видит Бога, и Бог призирает на него... Ведай, чадо, что Бог не благоволит так ни к посту, ни к бдению, ни к другому какому телесному труду и не являет Себя никому другому, как к смиренной, непытливой и благой душе и сердцу». Ряд признаков совершенного смирения указывает епископ Вениамин (Милов): «На лице смиренного отблеск радости, незлобия и красоты. Он приветлив и ласков ко всем, неподражаемо прост и готов оказывать всякие услуги и уважение окружающим. Кротость смиренного часто похожа на детскую нежную наивность... Кроткая любовь невинного привлекает к смиренному сердца окружающих. Все его взаимно любят, как ангела, услаждаются его смиренномудрой беседой и радостно отвечают на его приветствия. К нему расположены даже своевольные люди за редкостное совмещение им в себе преизобильной любви, тихости, простоты и общедоступности. Смиренный назидает окружающих с любовью, запрещает с тихостью и без конца долготерпит согрешающих в надежде на их исправление. Благодаря обильному сиянию в душе смиренного невещественного света благодати он ясно видит всегда свои недостатки и грехи. Самоукорению его и снисходительности к другим нет меры. Он оправдывает, извиняет немощи окружающих безгранично, а о себе говорит: "Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь", как авва Сисой говорит: "Не знаю, начал ли я еще покаяние"; как преподобный Памва говорит: "Чувствую, что я еще не начинал служить Богу"; как прп. Силуан, ученик Пахомия Великого, говорит: "Я вижу неизменность моих грехов и готов отдать жизнь, только бы получить прощение". Смиренные не терпят никакого отличия себя от других, во власти своей над другими видят только знак обязанности служить их спасению, ставят себя ниже подвластных во мнении о себе и обращении». Как говорит старец Силуан со Старого Афона: «Кто стяжал Христово смирение, тот всегда желает укорять себя, и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят. Но это еще первоначальное смирение, а когда душа познает Господа Духом Святым — какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как Иов, в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа». Старец Силуан предупреждает при этом, что «благодать легко теряется и за тщеславие, и за один гордый помысел. Много можно поститься, много молиться и много делать добра, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его... И теперь день и ночь прошу у Господа Христова смирения... Борьба упорна, но только для гордых. Смиренным же легко: благодати Святого Духа, даруемой смиренным от Господа, боятся наши враги, ибо она их опаляет». О признаках смирения так пишет и П. Иванов: «Никто не должен делать свыше своих сил, это неполезно. Но всегда должно быть недовольство своими делами. Постоянное сознание: мало, мало я делаю. Плох я, несовершенен. Это сознание и есть наша непрерывность в стремлении к Богу. Беспредельное совершенствование. Не видения и не чудеса служат мерилом правильности, ибо видения и чудеса доступны также и демонам, — но смирение и послушание. Самая основа праведности заключается именно в сознании себя ничем: все Бог, без Него я ничто. Чтобы удержаться с Богом, продолжать делать Божье дело, я должен смирять себя беспредельно. Душа истинно христолюбивая хотя бы совершила тысячи праведных дел по ненасытному стремлению своему ко Господу, думает о себе, будто бы ничего еще она не сделала, хотя бы изнурила тело свое постом и бдениями, при таких чувствованиях остается, будто бы не начала еще трудиться для добродетелей. Где же предел этому правдивому смирению? Его нет. Нет такого состояния праведности, когда мог бы человек остановиться в приятном сознании достигнутых результатов. Сколько бы ни сделал, все-таки должно считать себя грешнее всех людей. Всегда, как мытарь, а не как фарисей, — никогда не обращать внимания на чужие грехи, а только на себя, на свои. Смирение говорит: «Все, что имеешь, — это от Бога, и все, что делаешь хорошего, — это от Бога; чем меньше будешь полагаться на свои силы (прося у Бога помощи), тем лучше. Христианский идеал — совершенный отказ от самого себя. Вручить себя, свою жизнь, всякое свое дело, каждую свою минуту Богу. Не мы делаем, а Бог через нас делает — вот христианское осознание, выше какого нет».

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 All

luasia: Проявляя смирение к слабости ближнего, т.е реагируя без недовольства и др негатива, мы помогаем им. Я правильно понимаю? «Один каждый день судит других; другой не судит других, но не осуждает и самого себя; третий не заслуживает осуждения, всегда сам себя осуждает». ...недовольство собой - тоже относится к осуждению?

Мартовский Кот: А может быть наоборот, даем им повод "сесть на шею" ? К тому же "без недовольства и др негатива" - это как, подпрыгивая от радости что-ли, типа ай как здорово ты тут накосячил :))) (так и хочется продолжить - теперь весело берем дубинку... :) И если внутри хреново, а внешне изображаешь натянутую улыбку - все равно получается какой-то неадекват, да и бесследно это не проходит, выльется в виде болезней. Вон Америка так живет, в результате люди с антидепрессантов не слезают... Думаю необходимо обязательно сказать о своих чувствах, желательно конечно без излишних наездов, но практически это не всегда осуществимо. К тому же характеры у всех людей разные. Вот я например обычно сохраняю хладнокровие если одна там или две проблемы случаются одновремено. Но если оптом сваливаются - тут уже идет вызверение, правда ненадолго. А есть люди, действительно почти не реагирующие, в т.ч. и внутренне, по крайней мере на момент событий. Но у них другой бзик - как припомнит какой-нибудь давно забытый косяк через годик...два, да еще и в самый неподходящий момент, в результате сидишь и офигеваешь в полных непонятках. не судит других, но не осуждает и самого себя Вот это равновесие, к которому действительно стоит изо всех сил стремиться!

alexir: Мартовский Кот пишет: Вот это равновесие, к которому действительно стоит изо всех сил стремиться! Исходя из христианской морали, это вторая ступень смирения. Третья же, когда ты не то что не осуждаешь, но чувствуешь себя слабее всех и потому не осуждаешь. те. в силе пожелание Христа-кто без греха, пусть первый бросит камень


Мишаня: luasia пишет: Проявляя смирение к слабости ближнего, т.е реагируя без недовольства и др негатива, мы помогаем им. Я правильно понимаю? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять конкретные действия под словосочетанием «Проявляя смирение». И конечно же, если нет недовольства и др. негатива, то это всегда лучше. luasia пишет: ...недовольство собой - тоже относится к осуждению? Недовольство собой это неприятие своей малости, что является ярким проявлением не смирения.

alexir: Мишаня пишет: «Проявляя смирение». проявлять смирение и быть смиренным разные вещи. я от этого всю жизнь мучаюсь. все время ловлю себя на ПОКАЗНОМ смирении

luasia: Мартовский Кот пишет: А может быть наоборот, даем им повод "сесть на шею" ? согласна, этого нельзя допускать, это жалость называется. Мартовский Кот пишет: К тому же "без недовольства и др негатива со строгостью, точнее будет, улыбка здесь не нужна. Мартовский Кот пишет: Думаю необходимо обязательно сказать о своих чувствах можно сказать всё, что угодно, но при этом не раздражаться. ..это мой опыт 15 и более лет, который принёс положительный результата для ближнего.

Мишаня: alexir пишет: проявлять смирение и быть смиренным разные вещи. я от этого всю жизнь мучаюсь. все время ловлю себя на ПОКАЗНОМ смирении Конечно главное твоя мотивация, - там вся твоя правда! Смиренный неизбежно будет проявлять смирение. Показывать смирение и быть смиренным не одно и тоже.

luasia: Мишаня пишет: Недовольство собой это неприятие своей малости, что является ярким проявлением не смирения. Это поняла, спасибо. А закомплексованность - к чему льносится?

Мартовский Кот: luasia пишет: можно сказать всё, что угодно, но при этом не раздражаться. ..это мой опыт 15 и более лет, который принёс положительный результата для ближнего. Верю, и даже очень. Но есть еще более важный вопрос - а для тебя самой этот "опыт" во что вылился? alexir пишет: Третья же, когда ты не то что не осуждаешь, но чувствуешь себя слабее всех и потому не осуждаешь. Что-то я за этим ни капельки Христа не ощущаю... Возможно тогда, в его времена что-либо и значило. Но теперь ситуация такова, что слабые и так молчат в тряпочку. Что еще остается в такой ситуации? В общем думаю это уже провал в неконструктивное состояние, ничем не лучше склонности судить.

alexir: luasia пишет: А закомплексованность К маловерию в свои силы. Которые ты получаешь от Бога. а значит к маловерию Богу. А он всегда дает по силам.

luasia: alexir пишет: К маловерию в свои силы. Которые ты получаешь от Бога. а значит к маловерию Богу мне традно побороть свой комплекс, я всё время себя занижаю что с ним делать?

alexir: попробовать найти его истоки и простить тех, кто породил этот комплекс в тебе. комплексов без "дружеской помощи" братьев и сестричек не бывает. всегда есть тот кто дал первый толчок его проявлению.

luasia: alexir пишет: попробовать найти его истоки и простить тех, кто породил этот комплекс в тебе. комплексов без "дружеской помощи" братьев и сестричек не бывает. всегда есть тот кто дал первый толчок его проявлению. ... не совсем уверена, что в этом есть вина ближнего, но благодарю за подсказку, есть над чем поразмыслить)) а если комплекс с детства, он может идти из прошлой жизни?

alexir: еще как может. но чтобы он проявился, все равно необходим толчок в этой жизни. это еще называют эффектом дежавю или эффектом узнавания

luasia: Благодарю вас за ответ.

alexir:

Вячеслав В: каюсь! Грешен не во смирении пребывающезе...

alexir: на стульчик мудрости, коли так.

Skromnaja: Организовывай тему "Стульчик мудрости". И еще - хорошо бы цитаты из Учителя здесь рассмотреть. И прийти по ним к единому пониманию. А то пока приходим к единому пониманию Кота... Книга Обращений, гл.31: 1 Вера... Великий полет! 2 Преддверием является Вершина — Смирение. 3 Чем более постигаешь ее, тем более открывается способность обресть удивительный полет. 4 Но сколько ступеней ожидает путника к Вершине! 5 Как трудно восхождение, но как велико обогащение! 6 Смирение — это не стремление втоптать себя в грязь, ибо ты помнишь искру Божию, что в тебе обитает. Но при любом сравнении себя с кем-то никогда не считай себя выше, кто бы ни был перед тобой. 7 Смирение есть способность избрать для себя самое малое пред лицем великого выбора благ и стремление занять самое незначительное место на пиру. 8 Смирение определяется способностью воспринимать каждую малую крупицу знаний как величайшее сокровище 9 И бережно нести ее всю жизнь, сохраняя трепет и нежность, даже если более не будет дано ничего. 10 Смирение также определяется неспособностью дать определение “несправедливо”. И далее вся глава... Кота сразу хочется немного приостановить с критикой. Дай возможность высказаться сначала другим! А там как знаешь. Без обид!

Мартовский Кот: Skromnaja пишет: А то пока приходим к единому пониманию Кота... :))) На самом деле, больше всего хотелось бы чтобы каждый пришел к глубокому и честному пониманию прежде всего самих себя. Тогда и взаимопонимание легче идет :)

Skromnaja: Могу еще цитат навыбирать из поисковика, или скопировать из параллельнофорумской темы... Надо?

Мартовский Кот: Караул!!!! :))) только не из поисковика!!! Они ведь и так там есть, какой смысл дублировать? Лучше своими словами, ведь когда стараешься описать что понимаешь сам - зачастую и новые маленькие открытия происходят.

luasia: Мартовский Кот пишет: хотелось бы чтобы каждый пришел к глубокому и честному пониманию прежде всего самих себя. это очень ваажно - познать самого себя, благодарность

Skromnaja: Люсия, ты так понимаешь смирение? Как познание самого себя? И вот еще что: мне сначала было интересно выбирать наиболее дальнее место за столом. А потом я чего-то решила, что незаметнее будет - где сяду, там и сяду, где-нибудь посередине... Как естественнее... Хотя наверно, смиренный человек так не поступает? Или как?

Мартовский Кот: Кать, а как ты считаешь что лучше - быть смиренным или быть счастливым? :) И какие собственно проблемы если сесть там, где больше нравится? При этом тебе будет хорошо, и соотв. будешь излучать хорошую ауру и вокруг себя.

Skromnaja: Считаю, что сначала надо стать смиренным, для того чтобы стать счастливым... А про "где сесть" - это я уже свое понимание Учителя высказываю. "Стремление занять самое незначительное место"... так, кажется... Вот не всегда получается такое смирение... Хотя перестала на этом "застревать".

Мартовский Кот: Хорошо что "застревать перестала". Это ведь внешнее по отношению к тебе указание, а ты возможно для себя чувствуешь иначе. Оно ведь имеет какую цель - чтобы задумались те, кто тоже изменяют себе, но с другой стороны, пытаясь занять не то место, которое кажется наиболее комфортным, а то к-рое наиболее престижно в глазах толпы. Вот их и сподвигают на обратное, чтобы в конце концов человек нашел золотую середину, точнее - именно свое любимое место. Ну и установка что сначала, что потом - подумай, может это такой завуалированный самозапрет ощутить себя счастливой, безо всяких условий, просто здесь и сейчас... :)

Мартовский Кот:

Мишаня: Мартовский Кот пишет: Караул!!!! :))) только не из поисковика!!! Они ведь и так там есть, какой смысл дублировать? Лучше своими словами, ведь когда стараешься описать что понимаешь сам - зачастую и новые маленькие открытия происходят. Согласен, своими словами всё-же будет лучше. Но ссылку на строки из ПЗ лучше поставить, чтоб можно было сверить понимание. Истина - это одно, а понимание Истины - уже другое.

Мишаня: Мартовский Кот пишет: На самом деле, больше всего хотелось бы чтобы каждый пришел к глубокому и честному пониманию прежде всего самих себя. Тогда и взаимопонимание легче идет :) Это в точку!



полная версия страницы