Форум » Общий форум (о разном) и философские вопросы » Смирение и с чем его едят, а так же связанные с ним гордыня, тщеславие и прочее » Ответить

Смирение и с чем его едят, а так же связанные с ним гордыня, тщеславие и прочее

alexir: А вот как ты, Кот, относишься к понятиям "всегрешность" и "всеответственность"? Кстати, а почему бы не поговорить здесь и о смирении тоже..., которое можно рассмотреть как нормальное принятие себя как есть (по Мишане)? Люсию тоже интересно было бы спросить об этом. Ну ЖЮТКО Скромная Кэт... :) http://ekaterina-brunova.narod.ru/ Начинаю тему, предложенную Катей. Вот что думают о смирении Святые отцы христианской церкви.(как всегда-вначале пища для ума) По-моему их размышления полностью стыкуются с Заветом. ПРИЗНАКИ СМИРЕНИЯ Через смирение входят в человека все духовные дарования. Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов): «Смирение — жизнь небесная на земле, благодатное, дивное видение величия Божия и бесчисленных благодеяний Божиих человеку; благодатное познание Искупителя, последование Ему в самоотвержении, видение погибельной бездны, в которую ниспал род человеческий, — вот невидимые признаки смирения, вот первоначальные чертоги этой духовной палаты, созданной Богочеловеком. Смирение не видит себя смиренным. Напротив того, оно видит в себе множество гордости. Оно заботится о том, чтобы отыскать все ее ветви, отыскивая их, усматривает, что и еще надо искать очень многое. Водимый смирением чем более богатеет добродетелями и духовными дарованиями, тем делается скуднее, ничтожнее перед собственными взорами». О том же пишет и о. Александр Ельчанинов: «Все добродетели ничто без смирения. Пример: фарисеи. Вся сумма добродетелей при отсутствии смирения — "кораблекрушение у пристани". Признаки смиренных — не верить своим достоинствам, не знать даже о них (смиренномудрие), не осуждать, радоваться уничижению. И им — блаженство на первой же ступени». Когда надо дать оценку духовной высоты человека, надо прежде всего оценить степень его смирения. Обычно по наличию смирения иноки различают великих подвижников — кто они: святые или находятся в прелести. Так некогда отцы пустынники испытывали богоугодность прп. Симеона Столпника. Соблазняясь необычностью и новизной его подвига — стоянием на столпе — и боясь того, что этот подвиг прп. Симеон несет самовольно, отцы послали к нему свое решение: чтобы он сошел со столпа и последовал бы жизни других пустынников. Вместе с тем посланным было сказано, что если прп. Симеон послушает их, т. е. проявит смирение, то они должны оставить его стоять на столпе. Когда преподобный узнал о решении собора отцов пустынников, он тотчас же стал сходить со столпа. Так наличие смирения засвидетельствовало богоугодность подвига преподобного. Как и у всяких добродетелей, у смирения есть несколько ступеней. Святой Иоанн Лествичник говорит, что степень смирения человека можно видеть из отношения его к осуждению других. Он пишет: «Один каждый день судит других; другой не судит других, но не осуждает и самого себя; третий не заслуживает осуждения, всегда сам себя осуждает». А архимандрит Иоанн говорит: «Иногда человек не хочет видеть чужих грехов, это доброе праведное состояние, но это еще не смирение. Смирение — это когда человек не может видеть чужих грехов. Слишком видит свои, слишком зрит перед собой Бога». Последнее говорит о совершенном развитии смирения. Итак, смирение связано органически с постоянным укорением себя за все грехи, прегрешения, упущения, леность, нерадение, малодушие, маловерие, боязливость и все недолжные чувства, слова, мысли, дела и даже взгляды, в том числе самые малейшие проявления раздражительности и осуждения. Как пишет прп. Варсонофий Великий: «Признавший себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя. Совершенное же смирение состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения и прочее, что сносил Учитель наш Господь Иисус». О признаках полноты смирения пишет так и прп. Исаак Сириянин: «В смиренном нигде не бывает поспешности, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время пребывает он в покое. Ничего нет, что могло бы его изумить, привести в ужас, потому что ни в печалях не ужасается он и не изменяется, ни в веселии не приходит в удивление. Но все его веселие и радование в том, что угодно Владыке его. Смиренный не смеет и Богу помолиться или просить чего-либо и не знает, о чем молиться, но только молчит всеми своими чувствами, ожидая одной милости и того изволения, какое изыдет о нем от Лица достопоклоняемого Величия... И осмеливается только так говорить и молиться: "По воле Твоей, Господи, да будет со мною". «Где глубокое смирение, там и слезы обильные, — говорит прп. Симеон Новый Богослов, — а где слезы, там и посещение Святого Духа. А в том, что начинает быть под действием Его, появляется всякая чистота и святость, и он видит Бога, и Бог призирает на него... Ведай, чадо, что Бог не благоволит так ни к посту, ни к бдению, ни к другому какому телесному труду и не являет Себя никому другому, как к смиренной, непытливой и благой душе и сердцу». Ряд признаков совершенного смирения указывает епископ Вениамин (Милов): «На лице смиренного отблеск радости, незлобия и красоты. Он приветлив и ласков ко всем, неподражаемо прост и готов оказывать всякие услуги и уважение окружающим. Кротость смиренного часто похожа на детскую нежную наивность... Кроткая любовь невинного привлекает к смиренному сердца окружающих. Все его взаимно любят, как ангела, услаждаются его смиренномудрой беседой и радостно отвечают на его приветствия. К нему расположены даже своевольные люди за редкостное совмещение им в себе преизобильной любви, тихости, простоты и общедоступности. Смиренный назидает окружающих с любовью, запрещает с тихостью и без конца долготерпит согрешающих в надежде на их исправление. Благодаря обильному сиянию в душе смиренного невещественного света благодати он ясно видит всегда свои недостатки и грехи. Самоукорению его и снисходительности к другим нет меры. Он оправдывает, извиняет немощи окружающих безгранично, а о себе говорит: "Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь", как авва Сисой говорит: "Не знаю, начал ли я еще покаяние"; как преподобный Памва говорит: "Чувствую, что я еще не начинал служить Богу"; как прп. Силуан, ученик Пахомия Великого, говорит: "Я вижу неизменность моих грехов и готов отдать жизнь, только бы получить прощение". Смиренные не терпят никакого отличия себя от других, во власти своей над другими видят только знак обязанности служить их спасению, ставят себя ниже подвластных во мнении о себе и обращении». Как говорит старец Силуан со Старого Афона: «Кто стяжал Христово смирение, тот всегда желает укорять себя, и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят. Но это еще первоначальное смирение, а когда душа познает Господа Духом Святым — какой Он смиренный и кроткий, тогда видит себя хуже всех и рада сидеть на гноище, как Иов, в худых одеждах, а людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа». Старец Силуан предупреждает при этом, что «благодать легко теряется и за тщеславие, и за один гордый помысел. Много можно поститься, много молиться и много делать добра, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его... И теперь день и ночь прошу у Господа Христова смирения... Борьба упорна, но только для гордых. Смиренным же легко: благодати Святого Духа, даруемой смиренным от Господа, боятся наши враги, ибо она их опаляет». О признаках смирения так пишет и П. Иванов: «Никто не должен делать свыше своих сил, это неполезно. Но всегда должно быть недовольство своими делами. Постоянное сознание: мало, мало я делаю. Плох я, несовершенен. Это сознание и есть наша непрерывность в стремлении к Богу. Беспредельное совершенствование. Не видения и не чудеса служат мерилом правильности, ибо видения и чудеса доступны также и демонам, — но смирение и послушание. Самая основа праведности заключается именно в сознании себя ничем: все Бог, без Него я ничто. Чтобы удержаться с Богом, продолжать делать Божье дело, я должен смирять себя беспредельно. Душа истинно христолюбивая хотя бы совершила тысячи праведных дел по ненасытному стремлению своему ко Господу, думает о себе, будто бы ничего еще она не сделала, хотя бы изнурила тело свое постом и бдениями, при таких чувствованиях остается, будто бы не начала еще трудиться для добродетелей. Где же предел этому правдивому смирению? Его нет. Нет такого состояния праведности, когда мог бы человек остановиться в приятном сознании достигнутых результатов. Сколько бы ни сделал, все-таки должно считать себя грешнее всех людей. Всегда, как мытарь, а не как фарисей, — никогда не обращать внимания на чужие грехи, а только на себя, на свои. Смирение говорит: «Все, что имеешь, — это от Бога, и все, что делаешь хорошего, — это от Бога; чем меньше будешь полагаться на свои силы (прося у Бога помощи), тем лучше. Христианский идеал — совершенный отказ от самого себя. Вручить себя, свою жизнь, всякое свое дело, каждую свою минуту Богу. Не мы делаем, а Бог через нас делает — вот христианское осознание, выше какого нет».

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 All

luasia: Skromnaja пишет: Люсия, ты так понимаешь смирение? Как познание самого себя? Пришла к выводу, что смирение, - это когда принимаешь ближнего таким, какой он есть, не стараясь изменить его, тем более его привыяки и слабости. Себя нужно менять. Вообще, главное научиться в людях ввидеть только положительные стороны. Ошибка, как мне кажется? большинства. И по этой причине непонимание на пар форуме.

luasia: Skromnaja пишет: И вот еще что: мне сначала было интересно выбирать наиболее дальнее место за столом. А потом я чего-то решила, что незаметнее будет - где сяду, там и сяду, где-нибудь посередине... Как естественнее... Хотя наверно, смиренный человек так не поступает? Или как? Катюша))) Мне кажется это такие мелочи...- где присесть. Понятно, если уступить место старшему или немощному... Одно кино вспомнила, где хозяйка не знала,..."сначала спичку зажечь и газ включить, или газ включить, затем спичку зажечь")))

Мартовский Кот: luasia пишет: Вообще, главное научиться в людях ввидеть только положительные стороны. Ошибка именно в этом перекосе. То что ты обозначила - по сути страусиная позиция, головой в песок. Видеть и воспринимать надо все, иначе стопроцентная шиза. А вот учиться по-другому реагировать на то отрицательное что видишь - достойная задача.


luasia: Мартовский Кот пишет: Видеть и воспринимать надо все, иначе стопроцентная шиза. А вот учиться по-другому реагировать на то отрицательное что видишь - вот достойная задача. И всё же, возможнояо у нас разное понимание, хотя твой вариант я принимаю, но попытаюсь объяснить свой взгяд иначе. Суть у всех изначальная одна, - душа. Всё что человек "нарабатывет" -отрицательное,либо положительное, для меня этот образ более или менее несчастного человека. Нужно видеть саму истинную суть, я так понимаю. А любое негативное проявление ближнего, мы так или иначе воспринимаем, только каждый по-разному

alexir: luasia пишет: Суть у всех изначальная одна, - душа. Люся. а попробуй взглянуть на это по другому. не разрывая душу и человека. мне вот лично такое деление кажется надуманным, примитивным и околонаучным. две среды, тесно взаимосвязанные, не могут не проникать одна в другую. Диффузию, или иначе-симбиоз, можно наблюдать повсеместно. Даже Единая семья-по сути симбиоз.Вот только режим его существования должен вырабатываться естественно. А под давлением будут получаться уродцы. Так вот суть у всех изначально душа +личность. ну и накопленный чувственный опыт души, помноженный на разумный опыт личности. Так что положительные и отрицательные стороны нельза оторвать одна от другой. Но можно действительно менять к ним отношение, преобразовывать, получая новый опыт, который уже будет сказываться в дальнейшей жизни. прости-немного заумно написал.

Мартовский Кот: alexir пишет: Люся. а попробуй взглянуть на это по другому. не разрывая душу и человека. мне вот лично такое деление кажется надуманным Если б была в полной мере эта целостность, ее бы здесь и не было. Жила бы себе где-нибудь на Канарах счастливая и довольная, не заморачиваясь ни Виссарионами, ни какой-либо другой религиозной фигней :)

luasia: Мартовский Кот пишет: Жила бы себе где-нибудь на Канарах счастливая и довольная, не заморачиваясь ни Виссарионами, ни какой-либо другой религиозной фигней :) это ко мне относится?alexir пишет: Люся. а попробуй взглянуть на это по другому. не разрывая душу и человека я не разрываю, они сами разрываются)))

Мишаня: Мартовский Кот пишет: Если б была в полной мере эта целостность, ее бы здесь и не было. Если целостность подразумевает полное довольство тем, что происходит в миру, то да, - наверняка здесь не было бы. Думаю, что все смотрели фильм «Матрица». Помните, когда Нео ещё не был «разбужен», он воспринимал мир как некую «фальшь», - где-то глубоко внутри себя он как бы понимал, что что-то не то и так не должно быть. Предполагаю, что приехавшие на ЗО в большинстве своём тоже нечто подобное ощущали находясь в миру, что и было той «благодатной почвой» для принятия Истины. По крайней мере про себя могу так сказать. Потому что с раннего детства я стал замечать всё больше и больше, что, что-то не то... то, как живёт общество - так жить не правильно... И конечно-же для меня это внутреннее ощущение вылилось в довольно большую проблему. Но благо, что пришла Истина и показала мне на эту проблему, и теперь я над ней работаю.

luasia: Хотелось бы знать, есть ли на этом свете, хоть один человек, который добился внутренней гармонии души и тела? Вот, к примеру среди Последователей.

Rocknroller: Ну нельзя так. Везде ведь люди, даже в тюрьмах, даже в шикарных виллах Юрмалы... Если уж искать ошибку, лицемере, то в себе самом, мне тоже к ним трудно положительно относиться, но - на то Вера дабы Её исполнять.

Rocknroller: Есть Виссарион, от Него и учись.

luasia: Rocknroller пишет: Есть Виссарион, от Него и учись. нет у меня ощущения, что он счастлив. Ему переживания не дают покоя.

alexir: Еще как не дают. Дело то не летит-ползет. в то время как общины, начавшие позже-уже далеко впереди.

Rocknroller: Друзья, если вы последователи, разрешите настоять.

luasia: Rocknroller пишет: разрешите насоять. переведи, пожалуйста))

Rocknroller: Не верющему судить Истину. Разьясни для себя отношения, Учитель : ученик.

luasia: Rocknroller пишет: Не верющему судить Истину. Разьясни для себя отношения, Учитель : ученик. это моё сопреживание , общая с ним боль. никакого осуждения тут нет, прости

Rocknroller: Вряд ли Учителю такое нужно. Так что вперёд эго, бери всё что можешь, для этого Учение и создавалось.

luasia: Rocknroller пишет: Вряд ли Учителю такое нужно. Так что вперёд эго, бери всё что можешь, для этого Учение и создавалось. Да руки привыкнут к труду; К труду Света! поясни

Rocknroller: Твоё высказывание в отношении Учителя не говорит о силе твоей Веры. Ведь Учитель - это тот, кто призван утешить, помочь тебе восстановить твои силы, желать тебе мира и счястья. Хотя - пусть, особой ошибки тоже нету.

alexir: учитель и ученик-взаимопроникновение, взаимообучение и взаимная ответственность

Rocknroller: Не ученику давать оценку внутреннего благосостояния Учителя. Что мы здесь на форуме можем попытаться сделать, обмняться по возможности ценными подсказками относящихся к жизни пользователя форума и обсудить возможности другого рода взаймоподдержки, также поддержки общине.

luasia: Rocknroller пишет: Не ученику давать оценку внутреннего благосостояния Учителя. Если я понимаю, что ему труднее, чем всем нам, то это моя оценка Учителяю???

alexir: Rocknroller пишет: Не ученику давать оценку внутреннего благосостояния Учителя. почему бы это? ученик видит учителя изнутри.конечно если ты имеешь ввиду именно Виссариона, тогда понятно. На его персоналии стоит мощное табу, которое уважают даже непоследователи, дабы не оскорбить сердце верующего.

luasia: alexir пишет: почему бы это? ученик видит учителя изнутри.конечно если ты имеешь ввиду именно Виссариона, тогда понятно. На его персоналии стоит мощное табу, которое уважают даже непоследователи, дабы не оскорбить сердце верующего. Будем говорить только доброе о нашем Учителя, так правильнее.

Rocknroller: Можно много доброго говорить, но так и не стать учеником. Ты должна учиться брать истинное, тебе недостаюшее.

luasia: Rocknroller пишет: Можно много доброго говорить, но так и не стать учеником. Ты должна учиться брать истинное, тебе недостаюшее. Искренне благодарю...

Мартовский Кот: Rocknroller пишет: Есть Виссарион, от Него и учись. Горькую что-ли пить, да бабло отжимать? :) Обоснование - тема "Эволюция ВХ" на дружественном форуме. Ты должна учиться брать истинное, тебе недостаюшее. Кому она должна? Тебе? luasia пишет: это моё сопреживание , общая с ним боль. никакого осуждения тут нет, прости Для чего тебе эта боль? Кому от этого станет лучше? есть ли на этом свете, хоть один человек, который добился внутренней гармонии души и тела? Вот, к примеру среди Последователей. Конечно. Вот Будда например :) Людмила, я немного переформулирую твой вопрос, чтобы он был не настолько отвлеченным и оторванным от жизни: 1) Есть ли люди, у которых получилось значительно улучшить гармонию своей души и тела? 2) Вот, к примеру среди Последователей? Вот это уже более реалистично, и дает зацепки для собственного развития. Ну и ответы соответственно: 1) Безусловно, и их очень много... 2) Скорее среди бывших посл., тех кто все переосмыслил, преодолел самосожаления, и использовал свой опыт для дальнейшего роста.

luasia: Мартовский Кот пишет: 1) Безусловно, и их очень много... 2) Скорее среди бывших посл., тех кто все переосмыслил, преодолел самосожаления, и использовал свой опыт для дальнейшего роста. Ты встречал и тех и тех?

Мартовский Кот: Ну по первому пункту - набери в поисковике "Синтон" (который в Москве под рук. Н.Козлова) и увидишь как люди действительно понастоящему над собой работают. Как-то раз, давно очень, довелось заскочить туда на вечерок - с непривычки изрядно досталось, но до сих пор самые лучшие воспоминания :) Или анонимные группы зависимых - там же выздоровление реализуется именно на основе духовного уровня, да и многие тело в порядок приводят. И сам знаю местных ребят оттуда - вот у кого можно поучиться строить и себя, и отношения. Причем даже не с нуля, а с черт-те каких минусов, и до уровня гораздо выше общераспространенного. Да много всего есть на свете, что и не снилось некоторым "мудрецам"... По второму пункту - посмотри на сайте Надишаны историю Юли (она там "namlos"). Ведь когда-то была фанатичной последовательницей, да еще и "при дворе". Но выкарабкалась, переварила весь полученный опыт, и построила дальнейшую жизнь на гораздо более высоком уровне во всех сферах. Или Елена Мельникова и Алексей Ворошилов - вот можешь сама посмотреть страничку в сети. Даже ведь статьи и книги написали! Про свою бывшую, которая по сути бывшая последовательница - тоже могу, хоть и скрипя сердцем из-за некоторого внутреннего сопротивления, тоже сказать что сибирь не прошла для нее даром. Девка выкарабкалась, и пошла дальше в своем развитии, причем очень так классно. Правда от некоторых бзиков вовремя не избавилась, так что пути наши с ней все равно разошлись, хотя и смотрели мы по жизни почти в одну сторону.



полная версия страницы