Форум » Общий форум (о разном) и философские вопросы » о похвале » Ответить

о похвале

Solaw: сегодня нашел замечательные высказывания старцев о похвале и лести [quote] Оптинские старцы предостерегали: опасно как хвалить, так и принимать похвалу. Преподобный Макарий наставлял: «Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцев». Старец советовал помнить поучения святых отцов о похвале как тонкой козни вражией: «В приписываемой тебе похвале есть тонкая кознь вражия, чтобы тебя обольстить, а ты, поминая свое страстное устроение, смирением сокрушай козни сии». Преподобный Амвросий предупреждал: «Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала». Предостережение тем, кто часто хвалит окружающих Преподобный Никон предостерегал: «Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека. Надо иметь рассуждение. В некоторых случаях допускается даже неправду сказать – ради пользы человека». Речь не о тех, кто старается подбодрить собеседника или утешить страдающего, а о тех, кто хвалит, имея в виду свою собственную выгоду или желание польстить. Если вас хвалят Преподобный Макарий учил при похвале мысленно укорить себя, признать себя «хуже всех», чтобы не повредиться духовно: «При похвале же вас от других берегитесь своей, или паче бесовской, похвалы, но мысленно считайте себя хуже всех, то и не повредитесь от не принадлежащих вам похвал». Преподобный Амвросий наставлял: «Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Святой Лествичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека». Старец советовал, когда тебя хвалят, не отвечать на похвалу, не противоречить и не спорить: «Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие – ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы всё-таки есть в тебе. Да и те, которым будешь противоречить, не поверят». Преподобный Иосиф давал следующий совет: присмотреться к самому себе: что вы чувствуете при похвале? Если удовольствие, то это говорит о недостатке смирения: «Чувствуешь удовольствие, когда хвалят? Это и показывает, что нет… смирения. Надо скорее каяться в этом чувстве». Старец учил убегать от похвалы, самого себя не хвалить, а при похвале прибегать к самоукорению: «Если люди хвалят, ты сама укоряй себя». «Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали. Когда же что сделаешь, то думай о себе, яко неисправна есть, ибо сделала только то, что должна была сделать, да вспоминай, сколько опустила, – тогда и не будешь хвалиться». Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных! [/quote]

Ответов - 14

JH: Solaw пишет: сегодня нашел замечательные высказывания старцев о похвале и лести сегодня обычное дело, когда кроме всего сами себя хвалят. Лесть вообще правит бал, скромность многие забыли.

Biancaneve: Ну уж вообще того нельзя, этого нельзя ... а почему бы и не похвалить человека от души. Похвала человеку также стимулирует его на дальнейшие хорошие действия как напимер если ребёнок хорошо выучил урок и получил хорошую отметку - можно и похвалить, тогда будет чувствовать себя увереннее и выучить следующий ещё лучше, или когда рисует хоть и некрасиво но поддержать говоря "какой ты молодец и как красиво у тебя получается" ... и т.д. Все люди любят, чтобы их хвалили в чём-то - это также и моральная поддержка! JH пишет: сегодня обычное дело, когда кроме всего сами себя хвалят Да?? а сам ведь очень даже любишь, чтобы тебя хвалили!! Кто говорил раньше "ты главное хвали побольше" а тут после поста Солава заскромничал сразу Самому себя хвалить зачем, а вот других можно похвалить если действительно молодцы в чём-то (может в каких творениях своих или размышлениях) а то, что так по Православному только и ходить с опущенной головой, не радоваться жизни, не хвалить, убегать от похвали и т.д

Biancaneve: JH пишет: сегодня обычное дело, когда кроме всего сами себя хвалят. Лесть вообще правит бал, скромность многие забыли. ой, ты наш Джиаккушка, ты такой добрый, такой хороший и милый админ, ты так всегда всё правильно делаешь, ты вообще молодец и как сильно мы тебя любим!!! Что??? сбежишь теперь от похвалы?? JH пишет: скромность многие забыли. а я на похвалы не скромная, а щедрая (для любимых людей ничего не жалко, особенно похвалы)


JH: все мы хороший и добрые...

Solaw: Biancaneve пишет: Похвала человеку также стимулирует его на дальнейшие хорошие действия как напимер если ребёнок хорошо выучил урок и получил хорошую отметку - можно и похвалить, тогда будет чувствовать себя увереннее и выучить следующий ещё лучше, или когда рисует хоть и некрасиво но поддержать говоря "какой ты молодец и как красиво у тебя получается" ... и т.д. Все люди любят, чтобы их хвалили в чём-то - это также и моральная поддержка! Так и есть. "...Речь не о тех, кто старается подбодрить собеседника или утешить страдающего, а о тех, кто хвалит, имея в виду свою собственную выгоду или желание польстить. " И ещё самое сложное - самому не попадаться на похвалу, не пускать в сердце: "Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. "

Biancaneve: Solaw пишет: "Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. " лесть и похвала - это разные вещи!! лесть - это, например, когда тебе платье не идёт и плохо сидит, а подруга скажет какая ты в нём красивая или лесть от зависти, когда внутри себя человек не с добром относится к тебе, а специально говорит хорошо о тебе, чтобы польстить ... а похвалить от сердца и от души человека, что в этом плохого?? вот ты молодец хорошую тему начал (говорю от сердца, что мне по душе пришлась) - тебя похвалила но не захвалила же и не польстила!! Просто отметила, что ты постарался и молодец! Solaw пишет: «Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. получается тебя и похвалить нельзя теперь. ты мне начинаешь напоминать Ящика, который тоже старается жить просто по буквам По ПЗ в его случае всё остальное не считается

Solaw: Biancaneve пишет: Просто отметила, что ты постарался и молодец! получается тебя и похвалить нельзя теперь Похвала от сердца тебе не вредна, но может повредить тому, кого хвалишь. Тут нужно рассуждение: кого, когда и за что хвалить. Если человек делает то, что должен делать - нужно ли его хвалить? Иногда похвала помогает воодушевиться, но, кажется, такое работает для тех, кто не занимается самосовершенствованием. Похвала опасна для того, кого хвалишь без рассуждения, она как удобрение для сорняка, который нужно истребить. В общем давай меня лучше не хвали, а то потом поссоримся

luasia: хвала на пользу не идёт - коль ищет человек её, во всём старается и - ждёт, теряет смысл творенье сё.

Solaw: luasia пишет: коль ищет человек её, во всём старается и - ждёт, конечно, это уже болезнь, жить ради похвалы человеческой.. или даже просто всё время её ждать. А в жизни чаще похвала просто "греет" душу, но это неполезно, как правило. «Похвалы, как я уже писал, то же, что ногу подставить бегущему… а у иного и дух вон!.. Боже упаси!» (Феофан Затворник) А про лесть конкретно сказано Псалом 51. 3 Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день, 4 неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть. 5 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду: 6 возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. 7 Сего ради Бог разрушит тя до конца... Беда, когда человек лестью разрушает другого человека Но часто и сами себя подтачиваем лестью, что называется "прости и полюби себя". Полюби-то, полюбито только бывает и сам себе льстишь, проказнику "Если имеешь нужду беседовать с самим собою, приноси себе не лесть, а самоукорение. Горькие врачевства полезны нам в нашем состоянии падения. Льстящие себе уже восприяли здесь на земле мзду свою - свое самообольщение, похвалу и любовь враждебного Богу мира: нечего им ожидать в вечности кроме осуждения." (Игнатий Брянчанинов) У Никодима Святогорца ("Невидимая брань") сказано так: "Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается: оно (естество) потаенно ищет одного своего, а между тем по видимости так ведет дело, что нам кажется, будто единственная цель у него - благоугождать Богу, чего на самом деле нет". Макарий Оптинский писал тоже "Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцов. (Собр. писем, т. 2, с. 155)" И не хвалить вроде нельзя, иногда это просто необходимо - похвала как поддержка, но нужно делать всё с разумом, по-человечески.

Solaw: Как пишет прп. Иоанн Лествичник, «одним святым свойственно без вреда слышать себе похвалы». Схиархимандрит Софроний так пишет об этом: «Благодать Божия не допускает истинного христианина говорить своему собрату похвалу, которую даже совершенные нередко не могут понести без вреда. Похвалы говорятся только в том случае, когда кто-либо изнемогает от отчаяния». В случае, когда христианин идет ко спасению достаточно твердыми шагами и не нуждается в костылях, то слова похвалы могут быть ему во вред, всевая в него прилоги гордости и тщеславия. Существует и другой подход к "новоначальным": Исаак Сирин пишет: «Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя, оказывать ему честь выше меры его. Целуй его руки и ноги, обнимай их часто с великой честью, возлагай их на глаза себе и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее, и что ни есть досточестного. Ибо этим и подобно этому привлечением его к добру заставишь его стыдиться от той чести, которую ты оказываешь ему, и посеешь в нем семена добродетели. От такой приобретенной тобою привычки на тебе отпечатается добрый образ, ты приобретешь в себе высокое смирение и без труда преуспеешь в великом. А сверх того, если чествуемый тобой и имеет какой недостаток, то легко примет от тебя исправление, пристыженный той честью, какую ты оказал ему. Пусть всегда будет у тебя этот нрав — ко всем быть благоприветливым и почтительным. Никого не огорчай по причине злых дел и никому не завидуй. Не берись кого-либо и в чем-либо порицать и обличать». Некоторые положения из этого замечательного наставления прп. Исаака могут вызвать недоумение. Преподобный учит в глаза человека «хвалить его даже за то, чего не имеет». Но ведь это будет неправдой, здесь будет то, что называют лестью! Вместе с тем, говоря так, мы будем, возможно, развивать у ближнего тщеславие? И здесь следует, конечно, объяснить сказанное. Применять в жизни указание о пользе похвалы прп.Исаака Сирина целесообразно лишь для духовно немощных христиан, требующих ободрения и поощрения на узком пути ко спасению. К сожалению, мы живем в мире духовно слабых людей, нам приятна похвала и часто мы ее воспринимаем как должное и заслуженное - грамоты, медали, публикации, интервью, последователи, фанаты, почитатели. Под таким напором простому, слабому, неопытному духовно человеку, очень трудно устоять. А если еще и поставлена ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ - спасти кого-нибудь, или даже лучше: спастим мир, думаю гордыня человека так высоко может поднять свою голову с раздвоенным жалом, что неофиту - "спасителю мира", останется лишь, как кролику перед удавом, покорно ждать гибели от этой самой страшной болезни. Старец Паисий Святогорец - Геронда, я услышала похвалу и… - Ну и что? Нас что должно волновать? Как другие к нам относятся или как к нам относится Христос? Другие будут для нас движущей силой или Христос? Ты серьёзный человек, так не веди себя легкомысленно. Меня часто, в том числе и люди важные, хвалят, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя и отбрасываю их похвалы подальше. И ты тоже, лишь услышишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Это вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавтра над нами будут смеяться тангалашки (тангалашка - это демон)? Человек, который радуется, когда другие его хвалят, обманывается бесами. Если человек повреждён, то есть заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, «мирские» или «духовные» (относящиеся к телу или к душе), вредны. Поэтому лучше просто так других не хвалить. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, он может погибнуть. Похвала как наркотик. Например, человек, который начинает произносить в храме проповеди, может после первого раза спросить других, удалась ли проповедь, на что ему следует обратить внимание, чтобы не причинить вреда слушателям. Другой человек, чтобы его ободрить, может сказать: «Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание». Но потом склонный к гордости проповедник может дойти до того, что будет спрашивать мнение других только, чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: «Да, хорошая была проповедь», — он обрадуется. «Вот как меня хвалят», — будет думать он и надмеваться. Но если ему скажут: «Плохая проповедь», начнёт переживать. Видите, как тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека? Сначала человек спрашивает с добрым расположением, чтобы понять, в чём он должен исправиться. А потом начинает спрашивать мнение других, чтобы услышать похвалу, которая доставляет ему радость! Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетворения, когда вас хвалят, и расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте, что это состояние мирское. И волнение ваше мирское и радость мирская. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: «Это у тебя плохо получилось», потому что этим ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его хорошо. Но опять же будет считать, что не он сделал его, а Бог. «Что я один мог бы сделать? — говорит такой человек. Если бы Бог мне не помогал, я бы делал одни несуразности». У такого человека правильное устроение. - Геронда, как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково, и когда нас хвалят, и когда ругают? - Если возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение. - Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает? - Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое самодовольство в нём сидит! На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: «Говорю это во славу Божию». Рассказывает-рассказывает… «Говорю это во славу Божию». Я аккуратно замечаю: «Может, немного и твоей славы тут есть?» «Да нет же, — отвечает, — всё во славу Божию…» Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях «во славу Божию», хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы. Во всяком случае, человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным. Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и «отсидеть» ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней!.. Потом он всем говорил: «Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней». Но разве так приходит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, — больше бы благодати получил. - Геронда, апостол Павел говорит. «Хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость? - Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает благодарность Богу.

Solaw: Из отечника Авва Иоанн всегда горел духом. Один человек зашел к нему и похвалил его работу, когда он плел веревку, но тот промолчал. Гость снова заговорил, но авва опять не ответил, когда же тот заговорил в третий раз, сказал: -Когда ты вошел сюда, ты отдалил Бога от меня. Авва Иаков сказал, что кого хвалят, тот должен поразмыслить о своих грехах и понять, что он недостоин того, что про него говорят. Тогда он не получит слишком большого ущерба от похвал. Об авве Макарии рассказывали, что, когда брат приходил к нему как к святому и великому старцу со страхом, то он не разговаривал с ним. А если кто-нибудь из братьев спрашивал: «Авва, когда ты был погонщиком верблюдов, воровал селитру и продавал, охранники тебя не лупили?» - то с ним он охотно разговаривал, о чем угодно. Архиепископ, желая испытать авву Моисея, сказал клирикам: -Когда авва Моисей войдет в алтарь, прогоните его, пойдите за ним и послушайте, что он скажет. Когда старец вошел в алтарь, его стали бранить и гнать. -Уходи отсюда, эфиоп. Тот вышел и сказал: -Правильно с тобой поступили, черномазый, - ты не человек, а лезешь к людям. Старец сказал: «Смиренномудр не тот, кто себя называет ничтожным, но кто с радостью переносит оскорбления и бесчестия от ближнего» О каком-то старце говорили, что кто больше унижал или выводил его из себя, тем лучше он относился к нему, такие люди, по его словам, помогают совершенствоваться тем, кто внимателен к себе; а кто называет тебя блаженным, те обманывают и смущают душу. В Писании сказано, что они вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис 3,12). Об авве Агафоне говорили, что однажды к нему пришли люди, слышавшие, что он обладает великим даром различения. Они, желая испытать его, подвержен ли он гневу, спросили: -Ты Агафон? Говорят, ты блудник и гордец? -Да, это так, - был ответ. Они спросили снова: -Тот ли ты Агафон, который болтун и лжец? -Да, я. -Ты Агафон еретик? - спросили они. -Нет, я не еретик, - сказал он. Тогда они с недоумением спросили: -Скажи, почему, чтобы мы тебе ни говорили, ты со всем соглашался, а слово еретик не смог вынести? Он ответил: -С первым я соглашался, ибо это на пользу моей душе. Еретик же тот, кто отвергнут Богом, а я не хочу быть отлученным от Бога. Они, услышав это, удивились его рассудительности и ушли, укрепленные в вере.

Solaw: Интересная история о похвале с рассуждением Помню, когда я был на Святой Горе, однажды приехали к нам с какого-то телеканала. Там запрещено брать телеинтервью, но иногда это делается тайком, как вам известно. И вот какой-то журналист пришел с камерой и взял интервью у самого плохого монаха на Афоне. Как будто специально его искал. То есть всё самое плохое, что вы только можете себе представить, самая безобразная картина, какую только можно увидеть. Он, несчастный, совсем сбился с пути. Узнав, что они взяли интервью у этого несчастного брата нашего, мы говорили себе: «Пресвятая Богородица! Что же он наговорил, кем представился им?» и т. п. Они его спросили: – Отче, а здесь, на Святом Афоне, есть святые? Он ответил: – Есть! – Ты можешь назвать нам какого-нибудь святого человека? – Старец Паисий. (Потом мы узнали об этом, когда увидели фильм, и удивились. И подумали: да неужто он это сказал? Обычно люди такого типа не признавали старца Паисия.) И вот его просили: – Хорошо, а почему он святой? – Ну, видите ли, его называют святым. Я не знаю, святой ли он, соблюдает ли посты, совершает ли бдения, молится ли по четкам и кладет ли поклоны, я о таких вещах не знаю, может, он и делает всё это. Но одно я знаю точно. Я, как видите, плохой монах и признаюсь в этом: я пью, напиваюсь допьяна, вдрызг, вообще никогда не пощусь, не хожу на службы… (целыми днями несчастный ходил в Карее от одного кафе к другому, каждую ночь полиция подбирала его.)– …другие отцы меня презирают, не хотят, чтобы я жил у них, ни в грош меня не ставят и счастливы были бы избавиться от моего присутствия. Но каждый год, поскольку я не знаю иного способа заработать себе на хлеб, Паисий звал меня к себе, чтобы я наколол ему дров. И хотя были другие желающие, хорошие монахи, он звал меня: «Приходи, отче, напилим дров на этот год». И вот я иду к нему, а он меня спрашивает: «Сколько ты хочешь, отче?» – «Хочу где-то тысяч десять драхм». – «Я дам тебе пятнадцать тысяч! Ты хороший человек и бедный, я дам тебе пятнадцать тысяч!» Другие готовы уморить меня работой, заставляют и пилить дрова, и носить их, и складывать в поленницу, чего только не выдумают! – а он то и дело спрашивал меня: «Отче, ты не устал? Посиди маленько, отдохни!» И пока я колол дрова, носил их, складывал, он весь день мне помогал, словно был моим работником и слугой. Платил мне лишнее и заботился обо мне. Он не умел готовить, но заботился, чтобы были консервы, вино, чтобы я хорошо поел, все время поил меня всякими напитками и говорил: «Отдохни немного, давай я угощу тебя чем-нибудь, давай перекусим!» Мало того, когда приходил какой-нибудь посетитель, он расхваливал меня и говорил: «Посмотрите, какой хороший монах, возьмите у него благословение!» И я думаю, что этот человек святой, потому что поступает так. И мы говорили себе: «Смотри-ка, самый плохой монах на Святой Горе произнес самую хорошую проповедь». Христианин отличается рассудительностью, и самой великой из всех добродетелей считается рассудительность. Она даже больше любви, поскольку безрассудная любовь может причинить зло, да и не просто может, а делает это. Апостол говорит, что самая большая добродетель – это любовь, а отцы говорят, что самая большая добродетель – рассудительность. Почему? Они не противоречат друг другу: любовь – самая совершенная из добродетелей и благодатных ларов, тогда как рассудительность – это способ, каким ты используешь ее. Иными словами, ты можешь иметь любовь, но не иметь рассудительности. Как говорил приснопамятный старец Паисий, если у одного есть лодка, вмещающая 12 человек (на Святой Горе мы только на лодках и передвигаемся), и другой попросит отвезти его в Дафни, а лодка вмещает только 12 человек, то если он из любви посадит в нее 14 человек, все в результате утонут. Намерение его было добрым, исходящим из любви: – Отцы, заходите в лодку все, кто хочет! Великая любовь, но без рассудительности, ибо результат ее будет таков, что она утопит всех. Авва Исаак Сирин говорит: «Утопающему в реке не подавай руки, а подай ему свой жезл», – чтобы показать рассудительность. Почему? Потому что если ты подашь ему руку, он утащит тебя и утопит вместе с собой, если не сможешь вытащить его из реки, но если ты подашь ему свой жезл и вытащишь, то ты спас его, если же нет, то он хотя бы умрет один. А что это значит? Часто люди – миряне и духовники, – может, из любви идут помочь кому-то, а в итоге вместо того, чтобы помочь ему, сами себе вредят. Сколько раз нам доводилось видеть такие усилия, вроде из любви, спасти другого, а в конце концов потонули оба, потому что не имели рассудительности. Часто происходило такое, о чем еще не пришло время, да и не подобает говорить и что в конечном счете не принесло плода. У них были хорошие побуждения, но по ходу дела сил не хватило, и результат стал трагическим для обоих. И много духовных кораблекрушений происходило таким образом, поскольку намерение было хорошим, но силы не были адекватны. Это первое.

Solaw: «Действительно важно плакать с плачущими, но важнее радоваться с радующимися». Это труднее. Когда у другого какая-нибудь трагедия дома, какая-нибудь трудность – мы же все люди: сердце наше проникается состраданием, мы идем и говорим ему доброе слово, сидим там. В конце концов у нас все в порядке, мы в безопасности. Ну, идем мы туда и говорим, можем даже подумать: «К счастью, это зло не случилось со мной!» Но если наш сосед получит 200 000 лир, не скажем ли мы себе: «Эх, вот если бы их получил я! Это было бы гораздо лучше! Или хотя бы половину, если не все!»? Могу ли я обрадоваться и сказать: «Браво, слава Богу! Как хорошо!» – и с радостью пойти к другому человеку, порадоваться вместе с ним тому, что у него произошел большой успех в работе, в финансовых вопросах, с детьми и что бы то ни было еще? Это трудно. Нужно быть весьма совершенным человеком, чтобы радоваться радости другого. Это нечто более высокое, поскольку пересиливает даже нашу природу. Если в скорбях человек сострадателен к близким – все мы люди и один сострадает другому, – то в радости всё несколько труднее. В другом месте «Патерика» написано, что один посетитель проходил мимо келлий подвижников Нитрийской пустыни, и его спросили: – Куда ты идешь, отче? – Да иду к авве Пимену. – А-а-а, иди, он действительно святой и важный человек, он больше всех нас. И пришел он к нему и сказал: – Знаешь, прежде чем прийти сюда, я был у такого-то и такого-то аввы и сказал, что иду к тебе, и они мне сказали много хороших слов о тебе: что ты великий человек и больше всех отцов в пустыне! А еще сказали, чтобы я передал тебе от них всяческое уважение и поклоны. Он ему ответил: – Когда слышишь, что кто-нибудь хвалит брата своего, знай, что у хвалящего больше добродетелей, чем у того, кого хвалят, потому что кто превозносит другого и (как бы) говорит: «Этот человек достойный, он лучше меня, он добрее и важнее меня, и ты очень хорошо делаешь, что идешь посмотреть на него, как бы презираешь нас и идешь к нему!» – кто говорит так, у того добродетели больше, чем у того, который в конечном счете принимает похвалы[5]. Великое дело – иметь это благородство, то духовное благородство, которое превозмогает законы природы, то есть когда ты сострадаешь другому в скорбях, доходишь до того, чтобы радоваться радости другого, хвалить брата, выделять его, отдавать ему преимущество, первое место и радоваться, что он идет вперед, а ты остаешься сзади. Радоваться, что он преуспевает, а себя самого не видеть. Кто способен на это? Тот, кто совершен, кто умертвил себя, свои страсти, волю и устремления и ищет только славы Божией и связи с Богом, откуда он черпает благодать, и этого ему достаточно. Ему достаточно быть близ Бога.

Solaw: немного о рассудительности Помню такой случай. Одна женщина действительно была очень благочестивой, ее муж тоже был хорошим человеком, но внутренне сопротивлялся ей и был очень грубым, ругался, говорил срамные вещи, кричал, поднимал скандалы. Мать водила детей на бдения, беседы, литургии, а муж сидел дома. Потом он говорил: – Давай пойдем куда-нибудь! А она: – Да куда мы сейчас пойдем? То есть она не соглашалась с ним, и дело постоянно доходило до ссор. Однажды, когда старец Паисий был в монастыре Суроти, они оба пришли к нему. Он действительно увидел в жене благое духовное рвение, но и безрассудность, а в муже – хорошее намерение, но и сопротивление своей безрассудной жене, которая своим поведением – естественно, сама того не понимая, – унижала его как супруга. Старец сказал ей следующее: – Слушай, ты хочешь завоевать своего мужа и чтобы ваш брак сохранился? – Да, конечно! – И то, что я тебе скажу, ты сделаешь, верно? – Хорошо! – Послушай, ты сделаешь себе стрижку, скажешь своему мужу: «Мы с тобой женаты уже пятнадцать лет. Я билась, как могла, чтобы привести тебя в Церковь, но не смогла. А теперь я уже зареклась звать тебя, хватит! Прекращаю любые попытки. С сегодняшнего дня я буду с тобой. Отрежу волосы, пойду накрашу ногти, глаза», – что там еще можно накрасить? И скажешь ему: «Вечером мы с тобой идем в кино! Завтра пойдем в ресторан», – послезавтра еще куда-то. Куда он тебе ни скажет, иди с ним. И еще ты не будешь поститься. Пятница так пятница, ешь все что угодно, что он тебе скажет. И не только это, но ты сама должна будешь этого хотеть. Она пошла и передала ему, что сказал ей старец: – Всё, хватит, ты не обращаешься в веру, к старцу Паисию мы ходили, а ты все равно не изменился! Хватит, теперь я буду как ты! Пошла и сделала все, как сказал ей старец: покрасилась и стала похожей на привидение. Когда она предстала перед мужем, он остолбенел, увидев ее. Она ему говорит: – Ну, пойдем! Куда мы с тобой идем сегодня вечером? Вышли они, а на другой день опять, на третий тоже, в пятницу вечером он ее спрашивает: – Что у нас сегодня на ужин? – Шашлык! – Ты что, с ума сошла? Сегодня же пятница! – Ну и что, что пятница? Пятнадцать лет я соблюдала пятницы, а ты не изменился, теперь всё, больше нет пятниц! – Пойдем домой, тебе утром идти в церковь. – Не пойду я в церковь, мы будем здесь до утра! Через пару месяцев он дошел до отчаяния! Тогда сам пошел к духовникам и сказал: – Спасите ее! Что с ней? Потом сам стал ее умолять: – Прошу тебя, попостись, приди в себя, смой эту косметику, вернись в свое прежнее состояние… Рассудительность – великая вещь. Я не говорю вам, чтобы вы делали такие вещи, естественно, рискованные, но иногда, когда они делаются сознательно, Бог видит произволение человека.



полная версия страницы