Форум » Христианство и единая вера » Тонкости церковной жизни » Ответить

Тонкости церковной жизни

iralex: АНАФЕМА: вынесение за ограду Церкви, а не проклятие В обыденном сознании слово «анафема» часто значит что-то вроде торжественного ругательства или проклятия. Словно неумолимая и бездушная Церковь призывает на закоренелого грешника всяческие беды и «казни Египетские», обрекая его на вечную погибель. Например, в знаменитом рассказе русского писателя А.И. Куприна «Анафема» отлучение от Церкви Льва Толстого показано как публичное анафематствование его прямо в храме, в крайне сильных выражениях, которые, как говорит автор, «мог выдумать только узкий ум иноков первых веков христианства»: «...Хотя искусити дух господень по Симону волхву и по Ананию и Сапфире, яко пес возвращаяся на свои блевотины, да будут дни его мали и зли, и молитва его да будет в грех, и диавол да станет в десных его и да изыдет осужден, в роде едином да погибнет имя его, и да истребится от земли память его... И да приидет проклятство и анафема не точию сугубо и трегубо, но многогубо... Да будут ему каиново трясение, гиезиево прокажение, иудино удавление, Симона волхва погибель, ариево тресновение, Анании и Сапфири внезапное издохновение... да будет отлучен и анафемствован и по смерти не прощен, и тело его да не рассыплется и земля его да не приимет, и да будет часть его в геенне вечной, и мучен будет день и нощь...» Тут надо знать, что этот рассказ с его красочными проклятиями – от первого до последнего слова полная выдумка писателя Куприна. Описанной в рассказе процедуры, в принципе быть не могло уже хотя бы потому , что поименное перечисление подвергшихся анафеме в Неделю Торжества Православия было отменено в Русской Церкви еще в 60-е гг. XIX века. Но и не только поэтому. Тут нужно верно понимать смысл церковного отлучения, одним из видов которого и является анафема. Древнегреческое слово τό ἀνάθεμα (anathema) образовано от глагола ἀνατίθημι (anatithemi), который значит «класть сверху» «выставлять», «откладывать», «отсрочивать». И в этом контексте дословно древнегреческая «анафема» означает «выставление», «отделение», «вынесение в сторону», т.е. – за ограду Церкви. Как мы уже сказали, анафема является самым строгим видом такого церковного наказания, как отлучение (ό ἀφορισμός по-древнегречески), поскольку означает совершенное исключение из членов Церкви. Её применяют только к совершившим самые тяжелые грехи, которые невозможно исцелить покаянием из-за упорного нежелания согрешивших покаяться –: к еретикам, вероотступникам, святотатцам. В то время как отлучение в менее строгом смысле означает отстранение от участия в тех или иных церковных Таинствах на какой-то определенный срок, и назначается за конкретный и тяжелый грех, скажем, за блуд или убийство. Однако отлученный в данном случае все равно не перестает быть членом Церкви. Таким образом, анафема – это своего рода глобальное, полное отлучение. Тут достаточно сравнить, какие слова для «отлучения» и «анафемы» используются в латинском языке – excommunicatio и excommunicatio maior. Дословно на русский excommunicatio можно переводить как выключение из общения, а анафема, соответственно является наибольшим выключением из общения (maior). Конечно, можно говорить, что возможности для спасения у человека, подвергшегося именно анафеме, а не просто отлучению, резко падают, даже стремятся к нулю. Однако Церковь учит, что последнее слово в этом важнейшем вопросе все равно будет за Богом. И уж, конечно, Церковь не может никакому человеку желать духовной и физической погибели. Анафема, как и отлучение имеет скорее характер врачевания, и может быть снята, если полностью отлученный от Церкви принесет покаяние Так что провозглашением анафемы скорее лишь констатируется, что данный человек больше не может считаться членом Церкви, если не принесет покаяния за содеянное. Он выставляется за ее ограду, лишается церковной поддержки и предоставляется одной воле Божией. Собственно, так и было с великим русским писателем Львом Толстым. Церковь знаменитым «Синодальным определением и посланием Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом» от 20-22 февраля 1901 года лишь с горечью констатировала, что Лев Толстой не может считаться членом Церкви, поскольку в первую очередь он сам этого не захотел. Действительно, как может называться православным христианином человек, отрицавший троичность Бога или воскресение Христа, не признававший загробной жизни и отвергавший все Таинства Церкви? Утверждавший, что Христос не воплотившийся Бог, а всего лишь обычный человек? И отпадение Толстого от Церкви случилось гораздо раньше, вовсе не в результате «Синодального определения». Вот что, например, написал в ответ на возмущенное письмо жены великого писателя Софьи Андреевны Толстой Санкт-Петербургский митрополит Антоний: «Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной». Кстати, все равно «Синодальное определение» было выдержано в достаточно умеренных выражениях. Достаточно сказать, что там не было даже слов «отлучение» или «анафема». Также Синод говорил, что он молится «да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви». Однако, к сожалению, Лев Толстой так и «не переменился умом» (напомним, что дословно древнегреческое слово покаяние, μετάνοια, значит «перемена ума»). И Церковь, конечно, не может ни радоваться в данном случае, ни проклинать Толстого. Она может лишь скорбеть о том, что случилось с великим русским писателем. http://www.foma.ru/article/index.php?news=7015

Ответов - 3

iralex: ВЛЮБЛЕННЫЙ БОТАНИК, ИЛИ по поводу «акции» Pussy Riot Этот текст был опубликован на портале "Богослов.ру", и Что следовало бы сказать об акции в Храме Христа Спасителя, если посмотреть на неё изнутри, с точки зрения служащего в храме священника? Об этом – острая и искренняя публицистическая статья протоиерея Георгия Крылова, настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино. Все вокруг пишут об акции «Пусей». Пишут уже две недели – и не напишутся. Акция, как вероятно и было запланировано, стала началом очередной антицерковной кампании (антиклерикальной революции – как она была откровенно названа в одном из плакатов). Может разумнее помолчать? Не поддаваться на провокацию? Мне ли лезть в эти политические хитросплетения, подставляться жаждущим крови журналюгам? Но все таки необходимо высказать «профессиональную» точку зрения на произошедшее – этого еще не сделал никто. Чем оборачивается кощунство и святотатство для тех, кто поставлен блюсти святыню – для священников? И чем вызван их «звериный поповский оскал» (выражение Невзорова)? И какие-такие тонкости существуют в христианском мировоззрении? Что понуждает современных добрых христиан требовать наказания для невинных художниц? Уже писано о том, что будни современного священника – это собирание плевков. Так что быть слабыми и обидимыми – не привыкать. Священника можно обозвать, побить, обидеть, оболгать, обокрасть, и еще много всего «обо». Особого греха в этом нет, это своего рода исповедничество – борьба с религиозным мракобесием. Однако, мы вроде бы и готовились ко всему этому, принимая сан… Но одно дело – оскорбления личные. Тут уже щеки покрылись бегемотовой кожей – лупи по правым и по левым! Другое дело – оскорбление святыни. Ибо священник (да и всякий христианин) поставлен блюсти святыню, и «не давать ее псам». И святыня дороже жизни, по крайней мере жизни за святыню отдавали и отдают. Начиная, к примеру, с мученика Тимофея, который был чтецом и был убит за отказ отдать священные христианские книги. И кончая новомучениками российскими, которые вставали на пути красноармейцев, вламывающихся в алтарь. И те входили через труп, а досадную преграду распинали на царских вратах (несколько лет назад в Мордовии нашли нетленное тело одного такого распятого – ни имени не сохранилось, ни фамилии). Или, например, архиерея, который бросился грудью на дароносицу, с которой забавлялся комиссар… В Древней Церкви христиане прятали святыню в катакомбы. И потом поливали кровью пороги этих катакомб, защищая Бога. И этого не понять внешним. Что тут такого – железка раскрашенная… Как за нее можно жизнь отдать? Сталкиваются два принципиально, качественно различных мира. И никакой коммуникации – разговор на разных языках. Но и у мiра есть свои святыни. Что же – попробуем объяснить, прибегнув к аналогиям. Дежурный вариант – влюбленный ботаник. И вот они гуляют тихим вечером с тоненькой невестой по московским переулкам, боясь коснуться друг друга рукою… Ну а дальше – дело блатной шоблы. Как приятно – скрутить ботанику руки, ну и очки еще протереть – чтобы лучше видно было. И у него на виду девчоночку понасиловать немного (ну совсем чуть-чуть – мы же не звери!). И когда потом обезумевший ботаник, ломая ногти, будет выковыривать из мостовой булыжники и кидать – посмеяться издалека и пожурить за немилосердие… Церковь – вечный ботаник: «Яко овцы посреде волков…», или еще лучше сказано в Октоихе: «Как птенец в зубах волчьих…». И пахану, меняющему по паре девок ежедневно, не понять – чего ради из-за них, баб, разоряться то. Ну отняли у тебя бабу – не убудет ведь, попользуюсь и отдам (если вести себя будешь хорошо!). И отнять имел право, не кипятись, паря, ведь я посильнее буду (это, понимаешь, у меня творческое самовыражение такое – разнообразия требует). А про любовь – ну так это сказки ботанические. Христиане любят Христа. Поймите! Эта любовь есть, она – объективный фактор истории. Она созидала христианскую эру. Да, это любовь другая, не та, что у юноши к девушке. И не как у детей к родителям. Она сильнее. Можно назвать это фанатизмом. Но пока есть вера, будет и любовь. У каждого, конечно, своя мера… Но за эту любовь люди будут всегда жертвовать многим, а иногда и жизни отдавать. И драться – один против десятерых. Ее, любовь эту, не отолерасить. Она вне расчета, идеологии, политики… И ничего вы с этим не сделаете! Осквернение святыни – не просто плевок в душу. Это гвоздь в руки Христовы. И за этот гвоздь можно и разорвать… У Никифорова-Волгина такой рассказ есть (на реальных событиях, кстати, основанный): как прихожанки комиссара разорвали. Который обманул их – сказал, что священник, и покощунствовал над Литургией. Ну их всех затем, конечно, под пулемет… Ну, о любви-то вы, конечно, знаете, отсюда и изощренные издевательства – творческий эксперимент? Так это называется? Когда в компании начинают рассказывать что-либо кощунное, для христианина есть два выхода. Либо встать на защиту поругаемого Бога: вплоть до драки. Или выйти. Мы за последнее столетие привыкли выходить… Тихонько так, не хлопая дверью. Отворачиваться, не слышать… Вы думаете, с тех пор кощунства стало меньше? Что Вы! Кощунства в современном мире хватает – стоит только стрелочку мышкой навести. Не наводим. Ах, так вы стрелочку наводить не хотите – получайте без стрелочки! Провокация, творческий эксперимент с религиозным чувством, с христианской любовью. Ну что они сделают-то? Как громко кричать будут? Ну а теперь давайте спокойно, без надрыва. По-современному, по-юридически. Вот сядем друг напротив друга, и посмотрим меру ущерба с обоих сторон. Возьмем банальный пример: мужчина заехал священнику кулаком снизу по Чаше – когда тот причащал. Тело и Кровь Христовы расплескались вокруг… Мужика поймали, сдали в милицию. Там через два часа отпустили – сказал, что подскользнулся… А многодетного священника отправили в запрет (я уж не говорю о том, что он полдня осматривал людей, вырезал клочки одежды с попавшей Кровью, вылизывал и выжигал пол…). Для него это событие – поворотная точка. Он слезами будет умываться затем полжизни. Только этого никто не увидит… И один Бог знает, как он будет кормить семью… А мужик просто поспорил «на слабо» – выиграл бутылку водки. Ну, посмеялись с братанами, конечно. Уникальный пример? Да бросьте! Кто и когда измерял тот поток кощунства, который обрушивается на русских людей и русскую Церковь последнее столетие? Сколько храмов, например, ограблено за 90-е? Изощренно, с надругательством. В одной владимирской области, к примеру, уцелел лишь единственный храм – во все остальные влезали по нескольку раз, уж и милиция перестала выезжать. Я вспоминаю, один старик-священник рассказывал, как на коленках оползал всю территорию вокруг церкви – собирал Св. Дары, которые кощунник, украв дарохранительницу, специально разбросал и потоптал. При мне молодые парни пробрались в алтарь: попохабить ради спортивного интереса. Присмотрелись – вроде нет никого – меня не заметили. И даже если удается поймать негодяя, все равно никто не накажет – только посмеются. Даже если и украл чего – кому охота с делом возиться. А так – обычное хулиганство. Максимально – посадят на пару дней, да и то если священник милицейскому начальнику ручку позолотит… А ведь в оскверненном храме уже нельзя служить. Требуется совершить специальный Чин освящения после осквернения – для приходского священника это непросто, небыстро, по Чину освящает храм архиерей. Я уж не говорю об обязательном рапорте, разборе. Не говорю о канонических прещениях священнику – за то, что допустил. Не говорю о ропоте прихожан – подобные происшествия всегда связывают с личными грехами священника. Дескать, если Господь попустил, значит – было за что! Но о личных чувствах священника сказать можно. Я знаю батюшку, который после кощунства в храме не смог больше служить, почитая себя недостойным. Священник, как обычно, всегда винит самого себя! После этого надо найти в себе силы заново родиться… Я не собираюсь «вешать» все эти поповские кошмары на «Пусек». Но, посудите сами – это же на всю Россию, в главном храме страны! Их, конечно, не накажут. Может, разве что штраф назначат. Влюбленный ботаник умоется слезами – и все. Мы не мусульмане, и темной ночью острых ножей точить не будем. Силы простить не нужно искать – ведь прощения никто и не просит. Найти силы забыть, и жить дальше… Это не впервой, но учиться нужно вновь и вновь. Ну неужели нельзя хоть какой-то предел положить этому бесконечному поруганию того, что мы любим, что было свято для наших предков? Ну неужели нельзя придумать хоть какой-то механизм, чтобы остановить этот поток боли? А так получается, что все эти события – лишь приглашение к новому, к очередному кощунству… http://www.foma.ru/article/index.php?news=7013

alexir: Россия МОСКВА Что запрещает Церковь (из ответов на вопросы) Известный православный миссионер диакон Андрей Кураев уже в четвертый раз приезжает в донецкий край. На этот раз - с циклом лекций «Что запрещает Церковь?», которые были прочитаны 15-17 апреля 2002 года в актовом зале Донецкого медицинского университета. После лекций пастырь отвечал на многочисленные вопросы аборигенов. СВЯТЫЕ ГОРЫ - вопросы веры - Почему в Славяногорском монастыре не разрешают продавать Ваши книги? - Я не знаю, что это за монастырь, - я не бывал там. Но, насколько я слышал, у нас есть некоторое расхождение. Славяногорский монастырь противопоставил свою позицию позиции Патриарха, Синоду по вопросу о новых паспортах, налоговому кодексу и т.д. Что же касается книг, то, извините, сказать легко, а вот аргументировать - труднее. Насколько я помню, два года назад была у меня здесь, в вашем городе, возможность рассмотреть наместника этого монастыря... Да, это была смешная сцена... Этот батюшка, явно не отягощенный академическим образованием, вдруг встал и заявил: «Да я всех святых отцов прочитал - там нет того, что вы говорите!» Уверяю вас, ни один профессор богословия не прочитал всех святых отцов, не говоря уже о наместниках. Хотя бы по одной простой причине, что огромная часть текстов святых отцов не переведена на русский язык... На земле есть зоны, которые получают максимум солнечного тепла - тропики. Там всегда лето, всегда жара. А есть зоны, где солнца не бывает, - зона вечной полярной ночи. Но, скажите, разве сразу же за пределами тропического круга начинается вечная мерзлота? Нет, не сразу. Есть огромные зоны переходного климата, в которых, конечно же, бананы не растут, но нельзя сказать, что там только ледники. Что-то там растет, хотя и не бананы. Вот точно так же и в духовной жизни: есть полнота благодати Православной Церкви, но мы не можем сказать, что сразу же за пределами канонической Православной Церкви начинается безблагодатная пустыня. Скажем, русская зарубежная церковь - это раскольники; но можно ли сказать, что у этих раскольников совсем нет благодати? Или греческие староверы? Даже русские староверы? Те же католики?.. То, что делается в Славяногорским монастыре - это их видение, очень ограниченное и очень <нрзб.>. Это позиция, которая отличается от позиции и Петра Могилы, и Филарета Дроздова. Это позиция, которая никогда не была официальной позицией русской Православной Церкви. - Как Вы относитесь к Александру Меню и его книгам? - К его книгам я отношусь вполне спокойно. С чем-то соглашаюсь, с чем-то спорю. Но я против «меньшевизма» - это когда духовные чада отца Александра Меня пробуют поставить его на пьедестал и сказать: вот она, вершина богословской мысли Православия, вот он, идеальный батюшка... У него много крайних суждений, иногда даже совершенно неправославных. Если не читать книг Меня (по истории религии, например), то остаются книги атеистов. Что, атеистов пойдем читать? Их версии? А других - нету! Поэтому когда будет чем заменить книги Меня, я сразу же скажу: оставьте их в библиотеке, есть книги, которые научно более выверены, богословски более продуманны, - читайте эти книги... Если вы можете читать книги А.Меня, значит, кажется, у вас на лбу очки. И я боюсь, что ваша биография отягощена упоминанием о высшем образовании. А раз так, то извольте демонстрировать ваше высшее образование и умение думать, а не просто слепо рабствовать любому печатному тексту. Я могу порекомендовать своим студентам книгу католика или протестанта, но предупрежу: это протестант, поэтому делайте поправку на ветер - в таких-то и таких-то вопросах, имейте в виду, у него могут быть особые мнения, ненаучные, небиблейские, определяемые его конфессиональной принадлежностью. Вот так же и к книгам А.Меня: не обещайте соглашаться со всем, что он написал. Между прочим, точно то же я говорю о своих книгах. Если (давайте договоримся) я вам сказал одно, а потом вы по этому вопросу посоветовались с вашим батюшкой, и он вам сказал другое, слушайтесь вашего батюшку, а не заезжего героя. Я не ваш духовник. Ваш духовник - это ваш лечащий врач, и он лучше знает, что вам прописать. - Может ли православный делать зарядку, бегать или заниматься аэробикой? - Все эти зарядки и аэробики - это все наша плата за очки, высшее образование и т.д. Если б мы жили в деревне, если б надо было с утра натаскать бочку воды, пропахать грядочку, наколоть дрова - то никакие зарядки не понадобились бы. Но если уж нам так не повезло, что мы живем в доме с лифтом, с водопроводом и т.д., и работа у нас сидячая... Важно: взамен чего? Если ты делаешь физзарядку вместо молитвы - это плохо; а если физзарядка у тебя вместо утренней водки - то это хорошо. - Что означает, если я иногда вижу лик Христа?.. - Я считаю, что лучше поехать в тот же Славяногорский монастырь... Мое ощущение, что это признак духовной опасности. - Не впадут ли в атеизм молодые люди, прочитав в Вашей книге «Сатанизм для интеллигенции», что христианство - едва ли не единственная религия на земле, которая утверждает неизбежность своего исторического поражения? - Да, совершенно верно, такая фраза у меня есть, и я не собираюсь от нее отрекаться. Потому что это слова Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Это и Апокалипсис, где говорится о сатане: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их...» А вот что касается реакции молодых людей... Для молодого человека естественно искать там, где тяжело. Если сказать парнишке: иди со мною, и у тебя будет все здорово, - будем ли мы уверены, что нам повезет? А вот если сказать: наше дело правое, но нам будет тяжело и нас ждет поражение, - то, мне кажется, на такой призыв откликнется только настоящая душа... - О победе Христа говорится в Символе веры: «... и Его царствию не будет конца...» Как можно ратовать за православную веру и не верить во всемирное торжество Евангелия? - Скорее всего, автор этой записки начитался рериховской литературы... Царство Христово наступит тогда, когда «времени больше не будет». А пока есть время - мы потерпим поражение. Но для меня это не повод отказываться от Христа - мало ли поражений здесь, на земле? Есть вечность, а в вечности Господь - само торжество. - В своей книге «Сатанизм для интеллигенции» Вы сказали: «Все слова Христа вторичны»... - Почерк один и тот же... Я должен сказать, что автор этих записок - подлый человек. В каждой своей записке он приводит цитату из моей книги и спрашивает: почему Вы так сказали? Но в каждом случае - я-то помню свою книгу! - в книге объясняется, почему я так говорю. Автор же этих записок делает вид, что не читал этих объяснений. Да, все слова Христа вторичны - по отношению к Нему Самому. Православные, объясните автору записки, что для вас дороже: какая-нибудь притча Христа или Сам Христос? Скажем, я - первичен по отношению к своим книгам; мои книги - вторичны по отношению ко мне. Вот я и говорю: все слова Христа вторичны. - Чем отличается принцип православной икономии от принципа «цель оправдывает средства»? - Ничем. Потому что, понимаете, один и тот же инструмент, например, нож, в руках хирурга - это средство лечения, а руках палача или изувера - средство пытки. Все зависит от цели и того, кто это делает. Вот скажите: хорошо ли человека рогатиной куда-то загонять? Плохо, правда? А знаете, кто так делал? Иисус Христос. Помните Его слова: «Трудно тебе идти против рожна»? То есть против рогатины. Помните, когда они были сказаны? Когда Господь является человеку очевидным. Все время Своей земной жизни Христос прятал Свое божество, творил чудеса только для верующих, а здесь - единственный раз Христос в божественном виде явился неверующему человеку. И вот именно тот, кто был чудом загнан в христианскую веру, именно этот бывший Савл во всех своих посланиях пишет о свободе, которую даровал нам Христос... Помните, кто предлагает Христу накормить толпу людей хлебом, превратив «камни сии» в хлеб? Сатана. Христос это делает? Да! Но не по наущению сатаны. Накормил он пять тысяч? Накормил. Вот видите: одно и то же чудо, будет оно ко злу или к добру, зависит от источника. Исцеление - у мощей Иова Почаевского или на сеансе у Чумака. С точки зрения физиологии - эффективность одинаковая. Был хронически болен - теперь здоров. Но - каков дух? От какого источника это чудо вышло? Это очень важно. Принцип православной икономии - это очень серьезное средство пастырской педагогики. Духовно чутка должна быть душа того, кто подбирает средства для достижения цели нашего спасения. - Ваше отношение к Владимиру Соловьеву? - В целом - очень симпатичное и хорошее. Это один из очень редких философов в России. Не журналистов, типа Бердяева, а людей, которые действительно показывают, как они думают, именно логически проводят некую мысль от А до Я. Это прекрасная школа техники философской и научной мысли. А вот что касается его трудов, посвященных воссоединению Православия и Католичества, то здесь, я считаю, Соловьев слишком энтузиастически относится к своей идее... Нет, эти труды тоже очень логичны, но вот в чем дело: нет ничего более логичного на свете, чем бред шизофреника. Если я себя считаю Наполеоном, то дальше все будет очень логически: горшок под моей кроватью - это мой Росинант, сосед по палате - это маршал Мюрат, главврач - это Кутузов и т.д. Из одного тезиса я вывожу все остальное. Но при этом я не учитываю сложности всех обстоятельств. Вот и Владимир Соловьев, когда доказывает необходимость единства Православия и Католичества, очень сужает кругозор - очень многого не учитывает. И поэтому получается, что все очень логично, но - «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». - Ваше отношение к антропософии Рудольфа Штайнера? - Отрицательное отношение... - Как Православная Церковь смотрит на астрологию и гороскопы? - Отрицательно смотрит. Кстати, это один из пунктов критического отношения Православной Церкви к Александру Меню. У отца Александра в поздних его лекциях - не книгах, а лекциях - звучало апологетическое отношение к астрологии. А это идет вразрез со всей христианской традицией. - Что послужило Вам сделать выбор - стать православным христианином? - Мотивов очень много. Один из них - мне изрядно надоела просто философия. Поскольку я потомственный философ, поэтому с детства все эти размышления о духовном со стаканом коньяка в руке - мне обрыдли. Я еще был атеистом, студентом университета, когда сказал себе: «Так, Андрюша, давай договоримся. Если ты однажды придешь к выводу, что Бог есть, я тебя очень прошу: не выдумывай ничего своего. Понимаешь, если Бог есть, то это означает, что ты не первый умница, который до этого додумался... История началась не с тебя, и поэтому ты сначала изучи, что в этой истории было, вживись в нее». Мое вхождение в Церковь стало двойным обретением: я не только небо над головой нашел, но и землю под ногами - я начал ощущать историю. Историю своей страны, народа, языка, Церкви... До этого я был воспитан в советском духе: история начинается только сейчас, и даже не сейчас, а с XXI века: любой подросток 60-70-х годов мечтал дожить до 2000-го года - там такое начнется!.. Если не коммунизм, то космическая одиссея - точно. И вот нужно было через этот рубеж перейти, чтобы внимательным и понимающим взглядом посмотреть в прошлое. И Православие дало мне эту возможность. - Если младенец был крещен в православной вере, а в юношеском возрасте его перекрестили в протестанты, - какое крещение будет действительным? - Православное крещение не смывается. Если этот человек разберется в себе и когда-нибудь придет в Православие, перекрещивать его не будут. - Если бы среди нас сейчас появился Иисус, смогли бы Вы Его узнать и признать - не потому, что я знаю, что это Он, а именно потому, что это - Он? - Первое: не признаю и не поклонюсь. Потому что именно о такого рода авантюристах Христос сказал: «многие придут под именем Моим, говоря, что это Я» и предупреждал: «не ходите вслед их». Второе Пришествие Христа будет очевидным для всего человечества: «как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». И, кроме того, до этого еще антихрист будет. Поэтому если вы хотите выяснить, последние события или нет, я даю очень простой совет: смотрите НТВ. Дело в том, что, с точки зрения иудаизма, приход Мессии в мир не может быть сокровенным. Это должен быть всемирный правитель - правитель Израиля, который даст израильскому народу власть над всем миром. Иисус этого не сделал. Поэтому иудеи в большинстве своем Его не приняли. Соответственно, тот, кого евреи примут за своего Христа, должен будет отвечать их ожиданиям. Это должен будет быть преуспевающий политик, великолепно сделавший свою карьеру: это должен быть правитель земного шара, при этом он должен быть еврейского происхождения и коронован израильтянами - в храме Соломона на Храмовой горе, где сейчас находится мечеть Омара, из-за которой сейчас происходят все эти военные конфликты на Ближнем Востоке. Итак, сначала будет взорвана мечеть Омара, потом на ее месте будет построен храм Соломона, потом там будет коронован царь Израиля, и, естественно, этот царь будет показан по всем телеканалам... В 20-е годы была замечательная история. Русские эмигранты арендовали одну из квартир многоэтажного дома под храм - отдельное здание не было возможности купить. Вначале все было спокойно - тихое чтение псалтири, канона, акафиста... А затем пришла Пасха. А это ночная служба, все кричат: «Христос воскресе!» Соседям, конечно же, не дали спать всю ночь. И возмущенные соседи наутро начинают собирать подписи с требованием закрыть этот храм. Они собирают подписи у всех жильцов и вспоминают: еще в этом подъезде живет раввин, и это ж важно: раввин - сам духовное лицо, авторитетное в мэрии, поэтому ж надо, чтоб и он подписался. И вот эти организаторы протестной акции приходят к раввину, просят его подписать, а он говорит: «Не подпишусь». Его спрашивают: «Как? А вам разве не мешали этой ночью?» Он говорит: «Мешали». «Разве вы не слышали, как там кричали, орали?» «Слышал». «Ну и что, вы не будете протестовать против этого?» Мудрый раввин ответил: «Если бы я был уверен, что я нашел Мессию, я бы кричал еще громче». Вот это характерная черта иудаизма: если они будут уверены, что обрели Мессию, они будут кричать об этом на весь мир. И конечно, покажут это по телевидению. Поэтому я и говорю: смотрите НТВ - там вам п окажут всю процедуру в режиме on-line. Поэтому я не намерен искать Христа среди слушателей в этом зале. Тем более, что у меня есть опыт беседы с Христом. Я целых три часа с ним беседовал - это товарищ Виссарион из Сибири. Это была интересная беседа, я ее описал в книге «Дары и анафемы», в главе «Устарелый и Новый завет». Это же любимый аргумент всех сект: как попы Ветхого Завета не узнали Христа и распяли, так и вы теперь отрицаете... дальше по желанию добавляется, кого: Рериха, Виссариона, Муна, Хаббарда и т.д., и т.п. Как говорится, по вкусу добавить, ненужное зачеркнуть... - Считаете ли Вы возможным в ближайшее время объединение православных церквей Украины в единую Православную Поместную Церковь? Если да, то кого Вы видите во главе такого объединения? - Сердца человеческие - в руке Божией, поэтому я не могу за Бога решать, есть такая возможность или нет. Кроме того, само словосочетание «объединение православных церквей в Украине» мне, честно говоря, режет слух. Потому что и самоощущение канонической украинской Православной Церкви, и мое ощущение - церковь здесь только та, которая возглавляется митрополитом Владимиром. Мне очень тяжело слова эти говорить - тяжелее, чем кому бы то ни было из сидящих в этом зале. И вот почему: потому что я неоднократно и искренне лобызал длань митрополита Владимира. Я помню дни, когда в Сергиеву Лавру на заседания Синода приезжал киевский митрополит, первенствующий член Синода, первый человек в Церкви после Патриарха Московского, бывший ректор нашей Московской духовной академии, - и я считал за честь, если была возможность, взять благословение у этого первенствующего архипастыря. И у меня до сих пор живет такое благоговение в отношении к нему, что мне очень трудно через это преступить и понять, что он уже не митрополит... Я думаю, вы уже поняли, что я человек бездуховный... то есть всяким снам, видениям, голосам, ощущениям не придаю особого значения. Я сухарь книжный, и тем более для меня было очень неожиданным одно ощущение... Единственный раз в моей жизни было у меня ощущение, что рядом со мной стоит сатана. Который хочет в меня войти... Это было года полтора назад, в Киеве, в Михайловском соборе. Дивный ведь храм, удивительная архитектура - потрясающей красоты. Мне нравится он даже больше, чем храм Христа Спасителя в Москве. Пусть новодел, но тем не менее... И, знаете, - мне там плохо стало. Чудовищные карикатуры на стенах, совершенно демонические глаза у персонажей, которые там, на этих фресках, почему-то выдаются за святых... Я несколько минут постоял в этом новоделанном храме человеческом, и у меня возникло ощущение ужаса. Задыхаясь, я выбежал на улицу, в город, чтобы там отдышаться... Конечно, это не более чем ощущение. У одних - такие ощущения, у других - другие. Поэтому я попробую сказать объективистски - со стороны. Филарет - удивительно талантливый человек. Администратор великолепный. Политик прекрасный. Богослов не последнего уровня. Проповедник. Публицист. Умница. За этим человеком стоит мощная государственная власть. В России, скажем, нет Совета по делам религии, на Украине - есть. И в течение, по крайней мере, большей части 90-х годов, пожалуй, даже до сих пор, этот государственный аппарат работает скорее в поддержку Филарета. Киевская пресса, без всякого сомнения, работает на него. Симпатии немалой части населения Украины, особенно Западной Украины, тоже на его стороне. Церковная казна - у него. Связи - во всех политических кругах, элитах. Огромный политический опыт. Словом - все козыри у него в руках. И вот, тем не менее, после 10 лет его свободного плавания - или полета - или падения - удивительный факт, который никак не объяснить происками Москвы: у Филарета нет монахов. У него на бумажке - полтора десятка монастырей по всей Украине. Но даже на бумажке в каждом из этих монастырей - по полтора монаха. Которые сидят и ожидают, что на них панагию повесят. И это очень серьезно... Это означает, что филаретовская версия Православия не может зажигать в людях желания жертвенного служения Христу. Чтобы стать монахом (а это поступок!), для этого надо сделать очень широкий шаг - в пропасть. Пожертвовать собой. И вот очевидно, что то видение Православия, которое проповедуется в филаретовских семинариях, храмах филаретовских, на страницах его газет и из его уст, - не порождает такого шага. И это означает духовную мертворожденность этой религиозной концепции. Знаете, была такая изощренная казнь в Персии (и еще в Китае, может быть): осужденного на смерть привязывали к трупу и бросали в яму. И труп, привязанный к живому здоровому человеку, своим ядом разлагал тело живого человека, и тот умирал тоже. Так вот, если мы объединимся с Филаретом, произойдет то же. - В чем смысл миссионерства вообще и Вашего в частности? - Первый смысл миссионерства - это нарушить покой человека. Бросить камень в трясину, чтобы ряска хоть чуть-чуть разошлась. Обеспокоить, чтобы душа зашевелилась. Знак вопроса чтоб нарисовался хотя бы. Второе - разрушить карикатурные представления о Православии. Эти карикатуры, эти мифы о Православии, могут быть и церковного происхождения... Пару лет назад архиепископ Ионафан рассказывал мне одну историю. Сидим мы вечером, беседуем, чай пьем, и он говорит: «Боже мой, чем только не приходится заниматься епископу...» Достает папочку - смотри. На днях получил донос: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть. Они пишут, что их батюшка - знаете, в чем согрешил? - душу в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил старый священник, западенец, и при нем там сформировалась такая традиция: когда покойника отпели, его выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие из территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: «Эх, понеслась душа в рай!» (Смех.) После этого ворота распахиваются и гроб выносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался - отказался это делать. Прихожане и обиделись. А есть мифы о Православии производства масонско-атеистической пропаганды. Скажем, миф о том (рериховский, в частности, миф), что якобы когда-то был собор, на котором всерьез обсуждался вопрос, есть ли у женщины душа или нет, и большинством только в один голос святые отцы приняли решение, что женщина - тоже человек. Это такой устойчивый миф. У Блаватской он есть. В атеистической литературе советского толка есть. В современной рериховской литературе есть. Но нигде, сколько я ни читал, ни в церковной, ни в исторической, ни в научной литературе, - нет ничего такого. Более того: я утверждаю, что и не могло быть. По одной простой причине: и православные, и католики слишком почитают Божью Матерь, Деву Марию, поэтому сама постановка вопроса о том, женщина - человек или нет, оборачивалась мгновенно хулой на Ту, кого сама Церковь возвеличивает как «честнейшую херувиму»... Есть мифы о Православии сектантского происхождения... И вот миссионер может это разобрать. А дальше вот что происходит. Стоит человек на дорожке. Вдалеке - храм. Но в храм он не идет. Я к нему подхожу, говорю: «Слушай, ты почему не идешь?» Он говорит: «Как я пойду? Все равно не дойду». Я говорю: «Почему не дойдешь? Вот дорога, пошли». «Да нет, ты что, здесь же буря пронеслась, здесь такие бревна, завалы, засеки...» Я говорю: «Нет никаких засек». А он: «Да нет же, вот, смотри, видишь - бревно леж ит, огромное - не переступишь. Написано на нем: «Дарвинизм». Дарвин доказал, что мы от обезьяны произошли...» Я говорю: «Пойдем, милый мой, что ты испугался? Подойдем к этому бревну поближе». Подходим. Я его только коснулся - бревно развалилось. «Идем дальше?» «нет, не пойду». «Почему не пойдешь?» «А вот там еще бревно... Там Глеб Якунин написал, что вы все гэбисты». «Давай подойдем ближе, посмотрим... Видишь, бревнышко стало короче». Спокойно обошли его, пошли дальше. «Нет, не пойду дальше!» «Почему?» «А вот «Московский комсомолец» пишет, что вы все гомосексуалисты». «Слушай, ну что про всех говорить? Я к тебе в трусы залезал? Нет? Значит, идем дальше»... Вот так, бревнышко за бревнышком, разбирать и идти вперед - в этом задача миссионера. Задача миссионера - оставить человека один на один с его совестью. Без подсказок из-за левого плеча. Сказать ему: «Пойми: не твой разум, не твои дипломы мешают тебе пойти в Церковь, а что-то совсем другое». Как писал Иосиф Бродский: Есть мистика. Есть вера. Есть Господь. Есть разница меж них. И есть единство. Одним вредит, других спасает плоть. Неверье - слепота, а чаще - свинство. Так вот, задача миссионера - показать: «Подумай сам: может быть, ты в Церковь не идешь просто потому, что боишься жить по совести? Может быть, ты не хочешь жить в чистоте? Может быть, ты заповедей наших боишься? Не догм - а заповедей?.. Был у меня один знакомый паренек, студент философского факультета МГУ, он честно сказал (а я тогда семинаристом был): «Знаешь, я все понял, но я не крещусь». «Почему не крестишься?» Он вздохнул и сказал: «Мне слишком женщины нравятся». А он был парень невероятно красивый, все однокурсницы от него без ума были. Так что вы думаете? Окончил университет, поступил в аспирантуру, женился - и крестился. Но это был честный человек. Который честно сказал себе, где у него свербит. Не знания ему мешали, а нечто совсем другое. И вот помочь человеку познать правду о себе - тоже задача миссионера. А вот дальше - я уже бессилен. Дальше - это уже тайна совести человека и тайна Божьего Промысла. Мое дело - бросить семя, дать человеку некоторое представление о Православии. А когда его душа откликнется - может, не сейчас, может, через 20 лет, может, когда он полезет в петлю, - то, может быть, вспомнит: подожди, ведь была же возможность жить иначе, открывалась дверка, туда, в мир Церкви, а я не вошел. А может быть, все-таки попробовать? Отложить эту петлю до завтра, а сейчас - в храм идти? Дело миссионера - бросить семя. А когда оно взойдет - дело Владыки Нашего.

alexir: В алтаре с пистолетом под мышкой Кто и как осуществляет охрану Патриарха Всея Руси? Сразу же хотим отметить, что, работая над этим материалом, мы ни в коем случае не ставили себе целью бросить тень на Церковь или на патриарха Алексия II. Мы искренне отдаем должное спасительной миссии, которую осуществляет Русская православная церковь по духовному окормлению россиян, хорошо зная о трудном деле возрождения в наших сердцах веры, о восстановлении тысяч поруганных святынь, об обширной благотворительной деятельности Церкви. Однако настораживают попытки государственных структур так или иначе использовать авторитет Церкви, навязывая ей свою дружбу, внимание и... охрану. Для чего? Патриарх Алексий II В советские атеистические времена охранников, помнится, тоже хватало. Правда, тогда охраняли не столько Церковь, сколько нас от Церкви. Тогда в Богоявленский собор в Елохове на Пасху или Рождество можно было попасть только по пригласительным билетам. Их количество определяло 5-е (идеологическое) управление КГБ. У других 43 московских храмов стояли кордоны «комсомольцев» в штатском... Прошли года, но на церковном комбинате в Софрино продолжают печатать пригласительные билеты на особо торжественные богослужения. Пропускная система ныне распространилась и на храмы Московского Кремля, их спрашивают не только у Кутафьей башни, но и на паперти. Еще круче в храме Христа Спасителя — на входах установили арки-металлоискатели. Сегодня все эти меры объясняются угрозой терактов. Террористы в России появились еще в прошлом веке. Однако никогда, даже в периоды особой социальной напряженности — во времена войн и революции — не ограничивали доступ верующих в Кафедральный собор. Даже если там были царствующие особы. В 1883 году в присутствии императора Александра III состоялось освящение храма Христа Спасителя, который был переполнен народом. А ведь это происходило всего спустя два года после того, как террористом был убит Александр II. Другая дата: 1905 год — первая русская революция, только что убиты министры Плеве и Сипягин, а Николай II молится в храме, полном верующих. Тогда не пустить людей в церковь считалось невозможным. Впервые в истории Русской православной церкви ее глава получил от ГУВД Москвы персональную охрану в период трагических событий октября 1993 года. До этого функции телохранителей успешно выполняли иподиаконы, которые легко пресекали редкие попытки ретивых прихожан вручить патриарху какое-нибудь письмо с просьбой. С тех пор присутствие в храме крепких парней с рациями и при оружии (в том числе и в алтаре) стало неотъемлемой частью служения патриарха. Самый известный «прокол» столичных милиционеров произошел вечером 6 мая прошлого года. Тогда «Мерседес», в котором находился Алексий II, выскочил на Пречистенскую площадь со стороны храма Христа Спасителя и оказался на полосе встречного движения. Чтобы избежать наезда на пешеходов, водитель круто повернул, и машина на большой скорости столкнулась с шедшей в параллельном направлении «Тойотой». — Я сидела и плакала, но никто из них ко мне не подошел. Они все просто взяли и уехали, сначала патриарх, потом его водитель, — жаловалась пострадавшая журналистам. Действительно, патриарх покинул место происшествия и, пересев в джип охраны, направился в Переделкино. Потом дело как-то замяли. Увы, но, к сожалению, приходится признать, что без охраны в наше сумасшедшее время не обойтись. Вспоминается случай, происшедший 6 января этого года на юбилейных торжествах в Вифлееме. Тогда один из палестинцев устроил драку в пятнадцати метрах от патриарха. Телохранители тут же взяли Алексия II в «кольцо». Тогда его охраняли уже не иподиаконы и не московские милиционеры, а восемь бойцов группы антитеррора «Альфа». Эта уже была третья поездка сотрудников группы «А» вместе с Алексием II. В сентябре прошлого года, как раз после серии террористических актов с «чеченским следом», они впервые сопровождали патриарха в Ростов. Лица их уже примелькались патриарху, и он в шутку называет их своими «ангелами-хранителями». Наверное, учитывая «вифлеемский» опыт, Владимир Путин по возвращении патриарха со Святой Земли подписал указ, в соответствии с которым за безопасность архипастыря стала отвечать ФСО (Федеральная служба охраны). А до этого на его машине установили спецномер-флажок, придав в сопровождение милицейский джип с мигалками. Из ставших известными фактов нападений на церковных иерархов можно вспомнить архиепископа Челябинского и Златоустовского Иова (Тывонюка). 13 июля 1998 года в его кабинет вошли двое молодых людей. Брызнув в лицо архиепископа струёй слезоточивого газа, нападавшие скрылись. Сотрудники УВД расценили происшедшее как епархиальные разборки. Известен также случай с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным). Ночью 8 декабря 1998 года в дом, где проживал владыка, ворвался грабитель-наркоман, который нанес архиерею удар ножом в лицо и попытался убежать, но был вскоре задержан милицией. Понятно, что на всех мероприятиях с участием патриарха сегодня предпринимаются особые меры безопасности. Во время недавнего визита главы Церкви в Екатеринбург кроме сотрудников УФСБ были привлечены 200 местных милиционеров. А ранее запланированный праздник пива был тут же отменен. Нечто похожее было и в Челябинске. Оправданы ли такие меры? Когда во время той уральской поездки Его Святейшество освящал начало строительства храма у проходной Уралвагонзавода, рассказывает газета «Известия», сквозь оцепление к нему прорвалась душевнобольная женщина, в руках у которой была бутылка с зажигательной смесью. Боец спецназа, оказавшийся ближе всех к террористке, сбил женщину с ног и сумел накрыть своим телом до того, как она успела поджечь фитиль. Правда, в совместном заявлении Окружного информационного центра и УФСБ по Свердловской области эта заметка была названа «журналистской фантазией». Хотя... кто знает? Были опровергнуты слухи и об угрозе покушения на патриарха осенью прошлого года. Когда патриарх Алексий II находился в Самаре и должен был встретиться с общественностью в Театре оперы и балета, поступило анонимное сообщение о бомбе, заложенной в храме искусств. Специалисты ФСБ отнеслись к этой угрозе очень внимательно, так как за полчаса до звонка на улице Полевой, по которой должен был проследовать кортеж патриарха, был взорван белый «Опель»... О безопасности представителей других религий заботятся хуже. Так, 21 августа 1998 года погиб муфтий Дагестана Саид-Мухаммад-Хаджи Абубакаров. Машина, в которой он находился, была взорвана в центре Махачкалы. А террористические акты против представителей иудаизма просто трудно перечислить. В апреле 1992 года подожгли синагогу в Марьиной Роще, далее последовал длинный список преступлений, который замыкает нападение 13 июля 1999 года на директора Еврейского культурного центра Леопольда Каймовского... После каждого ЧП у синагоги ставили на несколько дней милиционера, которого почему-то потом сменяли частные охранники. А вот в резиденции патриарха (Чистый переулок, 5) уже несколько лет назад установлен постоянный пост милиции. Никаких терактов здесь, слава Богу, не было. С 1943 года, когда Сталин подарил этот особняк РПЦ, его охраняли монахи. А почему официальную резиденцию патриарха в Свято-Даниловом монастыре сейчас охраняют... казаки? «Нас часто обвиняют в том, что Церковь стремится стать государственной. Это неправда, — многократно говорил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Дореволюционный период ясно показал: при таком положении Церковь все равно оставалась зависимой, что приносило ей много бед и страданий. Церковь должна быть отделена, но подлинно отделена от государства, чтобы иметь право с духовных нравственных позиций давать оценку тому, что происходит в стране, пытаясь повлиять на совершенствование тех сторон нашей жизни, которые в этом нуждаются, а не слепо следовать указаниям власть предержащих. Она не может этого сделать, будучи государственной». Очень правильные слова. Но тем не менее мы видим явное стремление власти одарить самую крупную конфессию страны всевозможными льготами и привилегиями, сделав ее при этом если не де-юре, то де-факто государственной. Для чего? Не для того ли, чтобы установить еще больший контроль за ее священноначалием? Так вырабатывается уверенность власти в поддержке со стороны Церкви любых действий Кремля. Как бы ни повела себя власть в критических ситуациях, «отпущение грехов» ей будет обеспечено. А вот почему Церковь это принимает, почему ее священноначалие не остепенило чиновников и позволяет им на своей канонической территории устанавливать свои порядки? На этот вопрос пока нет вразумительного ответа. Как гласит 14-я статья Конституции, Российская Федерация является светским государством, а все религиозные объединения равными и существующими отдельно от него. Посмотрим, однако, как обстоит дело в реальности. Возьмем, к примеру, наиболее привычные атрибуты власти. Патриарх ездит на машинах высшего представительского класса. На его «ЗИЛе» и «Мерседесе» установлены номера с российским триколором. Против машин со спецсигналами глупо возражать — не должны стоять в пробках пожарные, скорая помощь, милиция... Нарушать правила дорожного движения им разрешено постановлением правительства РФ № 138 за подписью Виктора Черномырдина, в котором указан полный перечень организаций и должностных лиц, в том числе и патриарх Московский и всея Руси. Хотя он, как известно, не является государственным чиновником. Может быть, это сделано из уважения к его сану и статусу руководителя крупной конфессии? Тогда почему главного раввина или верховного муфтия России в этом перечне нет? Церковь вернулась в Кремль, ей переданы патриаршие покои. Это всего две небольшие комнаты, но зато как символично... Судебная власть тоже старается во всем угодить традиционной Церкви. Чего стоит ряд процессов против так называемых «малых церквей», в православной терминологии — сект. Только постоянное давление со стороны Запада, который, помахивая, как дубинкой, угрозой отказать выдать новые кредиты, сдерживает полное воцарение «свободы совести». Наконец, телохранители. Охрану патриарха ФСО осуществляет согласно указу Путина от 14 января с. г. Напомним, однако, что в законе РФ «О государственной охране» четко определен перечень особо охраняемых лиц. Кроме лидеров зарубежных стран, находящихся на территории России, по 8-й статье этого Закона государственная охрана предоставляется Президенту, премьеру, председателям Совета Федерации и Госдумы, председателям Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генпрокурору... Его Святейшества в этом списке нет. ...Понятно, что патриарх не в курсе действий государственных служащих, ответственных за его охрану. И уж тем более ему ни к чему разбираться в частных случаях вроде того, что произошел на Минском шоссе. Скорее всего, ему даже не доложили о происшедшем инциденте. Вадим Лебедев, Анна Соколова, Евгений Стрельчик, «Вечерняя Москва», 16.11.2000




полная версия страницы